У ленты есть все шансы стать любимейшим детским фильмом, который нынешнее поколение подростков лет через двадцать будет вспоминать с ностальгией, какой нынешние 35-летние проникаются при мыслях о «Полете навигатора» или «Враге моем»
5. Актерский состав.
Откровенно, даже несколько странно видеть, что, говоря о «Монстр-траках», почти никто не вспоминает о блистательном актерском составе, собранном студией Paramount, а ведь данный фильм – это не только машинки и монстрики, это несколько серьезных звезд, которых подрастающее поколение еще долго будет называть «теми парнями из “Траков”». Это мы знаем Роба Лоу по «Западному крылу» и «Паркам и зонам отдыха», для нас Барри Пеппер – снайпер из «Спасти рядового Райана», а Дэнни Гловер – вечный Роджер Мерто из «Смертельного оружия», но нынешние дети будут учить актеров по совсем другим картинам. В их мире Холт МакКэллани не обязательно будет «мужиком из “Бойцовского клуба”», а Эми Райан – Холли из «Офиса», у них будут другие ориентиры, и «Монстр-траки» – не худшая точка отсчета. Как и любой детский, подростковый или семейный фильм, лента Уэджа не особенно требовательна к проявлению драматических талантов, но проявить себя характерными актерами она рекрутированным звездам позволяет. И актеры этим пользуются! Роли в «Монстр-траках» далеко не самые яркие в карьере тех же Лоу, Гловера или Райан, но сказать, что они не выложились, отработали спустя рукава, не повернется язык. Отдельно стоит поговорить об исполнителях главных ролей Лукасе Тилле и Джейн Леви. Первого наверняка многие отметили еще в «Одержимой» и «Комнате разочарований», но широкой публике его представили именно «монстры на колесах». Да и «Не дыши» с Леви видели только поклонники хорроров, а это совсем не такая обширная аудитория, как у новогоднего блокбастера для всей семьи. «Монстр-траки» не станет прорывом для двух этих молодых артистов, но это тот фундамент, на котором строятся большие карьеры. Как ни крути, а фильм наполнен отличными персонажами, сыгранными от души и с большим старанием великолепными артистами. Именно за это подобные картины помнят многие годы.
4. Стремление к лидерству.
Даже несколько странно, что к середине 2010-х массовый кинематограф практически расстался с идеей лидерства. Если еще совсем недавно, буквально пару десятков лет назад, кино взывало к юным зрителям: «Будь первым!», «Стремись к самому лучшему!», «Не скрывай своего превосходства над другими!» – то сейчас детское кино, а пуще того анимационные ленты науськивают: «Не высовывайся», «Будь частью коллектива», «Довольствуйся малым», «Цени доступное и не мечтай о далеком». На этом унылом фоне любое кино о том, что нужно победить в соревновании, преодолеть препятствия и засады, завоевать самую красивую девушку и вернуть доверие родных, выглядит просто революционным. «Монстр-траки» – это ровно такое старомодное кино о дружбе и стремлении к первенству, о преодолении и победе, о свободе самовыражения и умении мечтать. Такое кино всегда будет востребовано и всегда будет находить отклик в сердцах зрителей любого поколения. Может быть, главных героев стоило сыграть актерам несколько помладше, чтобы подростки могли себя ассоциировать с бесстрашным водителем большеколесного скоростного вездехода и его бесстрашной подругой, но по-настоящему ценные идеи не имеют возрастных рамок – и «Монстр-траки» рассказывают историю, доступную хоть десятилеткам, хоть дряхлым старикам. Бери свою жизнь в собственные руки, заботься о друзьях и будь лидером – тогда твоя жизнь станет действительно стоящей. Удивительно, что сегодня такие простые вещи вынужден рассказывать фильм, на который махнула рукой даже студия-производитель.
3. Новый оригинальный монстр.
Откровенно говоря, кино давно утратило свою оригинальность: сюжеты повторяются едва не дословно, герои очевидно предсказуемы, череда сиквелов и ремейков практически каждое существо, каждого монстра или пришельца сделала тиражируемым и узнаваемым. Нет сегодня у зрителя того шока, какой был при первом появлении Чужого на экране, сложно сегодня удивить образом Е.Т., простым, но в то же время емким. Трансформеры? Да кого сейчас удивят сборно-разборные роботы-машины? Их полно на экранах детских каналов в самом разном виде. И вдруг на почве всеобщего равнодушия и скептицизма пробивается действительно удивительный росток, не похожий ни на что ранее продемонстрированное. Да только за Криса Уэджа и Paramount нужно носить на руках. Помесь осьминога, кашалота и таинственных пришельцев из «Прибытия», Крич способен стать настоящим любимцем публики, тем персонажем, который непременно получит мультяшное воплощение, станет игрушкой на тысячах столов в детских комнатах по всему миру. Он милый, он в меру пугающий, чтобы быть не просто тряпичной куклой, а главное – он таит в себе множество способностей и умений, которые превратят любую игру в сногсшибательное приключение. Разве не о таком удивительном герое мы мечтали, когда нам приелись Трансформеры и Годзиллы? Разве не этот полудинозавр-полуинопланетянин смог удивить тех зрителей, которым «Фантастические твари» показались пресными? Авторы «Траков» действительно постарались и выдали одно из самых симпатичных киносуществ последних лет, так давайте же это ценить!
2. Много машин, много крушащихся машин!
Без погони не обходится ни один достойный боевик или триллер, скорость – неизменный спутник опасности и обязательная составляющая желанной победы. За гонки мы любим «Форсажи», за эффектные автомобильные аварии готовы пересматривать «Остров» Майкла Бэя и «Матрицу: Перезагрузка» Вачовски, даже детские мультяшные «Тачки» способны увлечь своими высокооктановыми соревнованиями, снятыми так, что позавидует любая «бондиана» или «борниана». В «Монстр-траках» сам бог велел авторам устроить такие автопогромы, чтобы шуба заворачивалась. И их в фильме есть! Прыжки через пламя, гонки по крышам, езда по стенам и ущельям, наконец, фирменный проезд «большеколесника» по автомобильному ряду с непременным сопровождением лопающихся лобовых стекол и трескающихся капотов – даже оглушительная атака многотонного самосвала на военизированные броневики имеется. Как говорил Иван Васильевич в известной комедии: «Чего ж тебе еще надобно, хороняка?!» Все эти автомобильные приключения на большом экране смотрятся настолько впечатляюще, что ничуть не уступают финальным баталиям «Мстителей» или «Отряда самоубийц». Тачки способны кружить головы не только в «Форсаже», крутое авто не обязательно должно выглядеть на миллионы долларов, а гонки не обязаны проходить на улицах известных мегаполисов, чтобы впечатлить размахом, – достаточно сделать их живыми и энергичными, как в «Траках». Да, щадящий детский рейтинг не позволил авторам устроить кровавую мясорубку, но это порой совсем не обязательно. Куда важнее сохранять иронию и юмор в каждой сцене, смело идти до конца и не жалеть средств на действительно впечатляющие кадры – все это в фильме Уэджа точно есть.
1. Поучительный финал.
Многие зрители, посмотрев «Монстр-траки», поспешили сравнить фильм с добродушным хитом из ранних 1990-х «Освободите Вилли», полагая, видимо, что этим они картину Уэджа оскорбят. Ничего подобного! Картина о дружбе мальчика и касатки в свое время тоже подверглась массе нападок – подобные фильмы своей добротой и человечностью вообще очень раздражают циников и «сухарей». Вот и «Тракам» досталось, мол, финальная сцена расставания нацелена на не слишком изящное выжимание из зрителя слез. Но это вовсе не так – просто подобное кино и должно завершаться таким нежным и искренне добрым расставанием. Друзьям приходится расходиться по домам, будь им хоть шесть лет, хоть шестьдесят. Но это вовсе не означает, что в самом ближайшем будущем они не встретятся вновь. Как и «Освободите Вилли», «Монстр-траки» учат настоящей дружбе, не собственничеству, не эгоизму и не эгоцентричности, а двусторонним отношениям. Будь сюжет «повзрослее», можно было бы говорить о влюбленности, но пока – только дружба. И между Триппом и Кричем, и между парнем и девушкой, и между пасынком и отчимом – всем нужно притираться друг к другу, но и сохранять дистанцию для личного пространства. Именно из-за последнего герои часто расстаются в финале самых трогательных драм, и «Траки» подсознательно готовят юных зрителей к такому обретению спутников и их потере. Как ни глупо это звучит, финал получился «жизненным» и «жизнеутверждающим». При всех кассовых проблемах и критических стрелах у «Монстр-траков» сохраняется возможность продолжить экранную жизнь – возможно, на ТВ или в анимационном шоу, – ведь расставание обязательно ведет к встрече. С чем-то лучшим, большим и красочным. Нужно лишь жить с открытым сердцем, как герои этого семейного фильма, пока не оцененного по достоинству.