Неожиданно для многих «Тренер» оказался грандиозным манифестом, сформулировавшим национальную идею для страны. И нет, это не футбол
Пора от прошлого перейти к настоящему и будущему
Предыдущие главные кассовые хиты российского кинопрома так или иначе пестовали любовь и уважение к прошлому - «Сталинград» воспевал мужество воинов Великой Отечественной войны, «Легенда» и «Движение» напоминали о грандиозных спортивных достижениях советского спорта и даже «Последний богатырь» при всей его связи с современностью опирался на фундамент из классических сказок, известных всем нам с детских лет. «Тренер», худо-бедно, но смотрит вперед, главные победы Юрия Столешникова еще только намечаются, он делает первые шаги, но это шаги, которые обязательно приведут к еще более ярким победам. Как ни странно, для нашего кино это настоящий прорыв, ведь создается впечатление, что прошлое нам интереснее будущего.
Для национальной идеи это крайне важно — нацеленность на перспективу. «Тренер» удачно, хоть и по касательной, задевает тему подрастающего поколения, мальчишки у тренера Ильина — это наши будущие звезды. И именно таким должно быть жизнеутверждающее кино, у Столешникова, кстати, тоже человека не старого, раскрывается юный Зуев, а на пороге топчется еще целая орава мальчишек. Сравнивать «Тренера» в этом аспекте с картинами о великих достижениях прошлого просто глупо — мы либо растеряли все свои победы, либо превратили их в ритуал, не имеющий ничего общего с жизнью.
Смещение фокуса с Москвы на периферию
Другая важная особенность, делающая «Тренера» уникальным и выдающимся фильмом — уход от традиции снимать в столицах. Оказывается, за пределами МКАД, Московской области и Центрального федерального округа тоже есть жизнь. Да еще какая! Долгое время от зрителей скрывают, в какой же южный город отправился тренер Юрий Столешников, и лишь в репортаже с финального кубкового матча звучит подсказка Нобеля Арустамяна – это Новороссийск! В этой интриге тоже была некоторая прелесть, ведь в метеоре можно узнать добрый десяток команд, а в городе, где разворачиваются события можно узнать черты полусотни российских городов. Тем и прекрасно обращение к периферии, что она в России уникальная, но имеющая общие черты.
Нет, я не стану призывать отказываться от того, чтобы снимать кино в Москве, не подумаю требовать переносить локации в Крым, Сочи, Казань или Владивосток. Если сценарист и режиссер видят местом действия своей картины столицу, пусть. Но то, что кто-то решается сместить внимание зрителя с давно заезженных открыточных видов на новые территории, нельзя не приветствовать. «Тренер» не открыл для россиян Новороссийск, но показал город достойным местом, которое радует глаз и наполняет сердце гордостью за Отчизну.
Россия – страна возможностей.
Очень важной частью сюжета «Тренера» стало обращение к непростой теме «второго шанса». У нас не любят доверять людям, прощение и взаимопонимание сегодня не в моде, и отражается это на самых неожиданных аспектах жизни: от семейных неурядиц до жестоких приговоров суда. В картине Козловского многие из персонажей получают возможность после падения подняться, отряхнуться собраться с мыслями и продолжить движение. Это касается не только карьеры и отношений главного героя, второй шанс, так или иначе, получают Масяня и Бергер, Зуев и президент «Спартака» - фильм состоит из возможностей, которые каждый волен использовать по-своему. Важно, что возможности эти должны появляться.
Кто-то скажет, что весь российский футбол – это одна большая волшебная страна возможностей, в которой колченогие поленья не просто получают шанс за шансом, но еще и вознаграждаются за свои «шансы» недурными денежными премиями. Да, этот перекос имеет место быть, но это слишком простой и узкий случай, а «Тренер» говорит о более общих вещах, о том, что даже в самых сложных ситуациях ставить крест на человеке нельзя, это не несет в себе ничего позитивного или воодушевляющего. Все герои фильма, получившие шанс реабилитироваться за промахи прошлого, шагнули вперед, достигли успеха, поправили свое положение – вот это и должно быть частью национальной идеи: не толкать споткнувшегося, а подать ему руку, не обругать за провал, а приободрить и замотивировать на новые победы.
Отечество – от слова «отец»
Мы редко об этом думаем, но Россия при всей своей патриархальности, мягком сексизме и откровенными порой насмешками над слабым полом, остается страной глубоко жещиноцентрированной. Мать практически всегда является главой семьи, ее принято защищать прежде всего, ее мнение важно в любом возрасте, а к ее мудрости взывают потомки нескольких поколений. Отцы не то, чтобы отсутствуют в воспитательном процессе детей, но явно занимают меньше места – мужчины либо работают от рассвета до заката, либо оставили семью, либо считают общение с детьми ниже своего достоинства. «Тренер» в этом отношении рвет все шаблоны, в фильме упоминаются сразу три истории взаимоотношений отцов и детей, но ни разу по большому счету не упоминаются матери.
И это тоже крайне важно, нормальных настоящих отеческих отношений на экране крайне не хватает. Мы либо видим суровых тиранов, либо неуклюжих и неумелых папаш, которые не знают, как подступиться к детям – это правда, и это близко к реальности, но подобный стереотип пора ломать. Да, в «Тренере» отцы героев – те еще «молодцы»: мэр считает, что доверил дочери игрушку, Варин отец устранился от воспитания, отец Юрия не смог найти подхода к ребенку и так и не стал ему по-настоящему близким человеком. А еще есть Марокканец с сыном на бровке и Масяня с ребенком от первого брака – такими папами гордиться тяжело, но благо, тема уже поднята, прославлять и любить нужно обоих родителей. Возможно, звучит это банально и наивно, но такая нужда действительно возникла – в России будущего нужно воспевать не только дедов и матерей, но и отцов, хотя бы как это сделано в «Тренере».
Нас объединит общая страсть
Наконец, финальная банальность, которая должна стать кирпичиком в формировании национальной идеи – мы должны сплотиться, но не на политическом фронте, не в экстазе противостояния условному Западу, не в памяти о потерях в войнах и социальных катастрофах. Нас должна объединить страсть. К жизни, к игре, к азарту, к достижению невозможного, к расширению способностей и к получению образования. Посмотрите финальные титры «Тренера» - они объединили десятки самых разных людей из десятков городов, из разных, часто противоборствующих футбольных клубов, из конкурирующих продюсерских компаний и борющихся за свою часть аудитории музыкантов. Если футбол и кино могут объединить такое количество самых разных людей, то почему мы не можем быть единым целым вне стадионов и кинотеатров?
Наша страна всегда свои самые невероятные победы одерживала сплотившись. Будь то победа над Германией или запуск в космос человека, освоение Сибири или помощь братским народам – эти вещи были дороги каждому, находили место в каждом сердце, в каждой семье. Наверное, фильм, даже самый хороший, неправильно считать общим достижением, как и спортивные победы не объединяют всех до единого, но это те проявления страсти, которые ближе всего к действительно общенациональным триумфом, к тому, чем можем гордиться мы все. «Тренер» - блестящее кино, которым не стыдно гордиться, красивое и разноплановое, трогательное и воодушевляющее, дарующее ощущение индивидуального полета и заставляющее чувствовать себя частью команды. Создатели картины тонко ухватили что-то крайне важное в нашей сегодняшней жизни, и это заслуживает глубокой благодарности за труд.