После некоторого спада французское кино возвращает утраченные на рубеже веков позиции. В Париже достаточно крупных кинокомпаний с вековой историей, но мы сегодня поговорим о яркой выскочке – компании EuropaCorp, чье имя неразрывно связано с блистательным Люком Бессоном, режиссером, сценаристом и продюсером
Хотя образовалась EuropaCorp в 2000 году, историю ее следует начать с 1985 года, когда на съемочной площадке «Подземки» встретились Люк Бессон и Пьер-Анж Ле Пожам. Для Бессона это был уже второй большой фильм, и он уже вполне представлял себе, что делать на съемочной площадке, и даже начал проявлять свои знаменитые лидерские качества, а Ле Пожам в то время работал на французский медиагигант Gaumont, где занимался дистрибуцией. Случайная встреча, вылившаяся в длительные и чрезвычайно плодотворные взаимоотношения, началась с того, что Бессон выделил небольшую роль своему новому другу. Бессон поделился с будущим партнером несколькими идеями своих будущих проектов, Ле Пожам, в свою очередь, рассказал о своем видении стратегии продвижения ярких картин молодого режиссера, чем зародил перспективу будущего коллектива.
Партнерство продолжилось вплоть до 1999 года. За это время тандем Бессон/Ле Пожам выпустил несколько чрезвычайно успешных картин – «Голубая бездна», «Ее звали Никита», «Леон», «Пятый элемент», – каждая из которых заслужила и высокие оценки критиков, и любовь зрителей. Попутно с «наращиванием мускулов» Бессоном Ле Пожам совершенствовал свою революционную систему продвижения фильмов, которую испытал на «Пятом элементе» – амбициозном проекте с участием голливудских звезд первой величины и снятом с размахом, достойным голливудских мейджоров. Однако отправление в самостоятельное плавание назревало. Во-первых, Бессон был не слишком рад тому, как его отодвинули от участия в работе над «Такси», во-вторых, режиссерский дебют Гэри Олдмана «Не глотать», спродюсированный созданной в спешном порядке EuropaCorp, показал, что к работе кинокомпания готова, ну а в-третьих, у Бессона образовалось в знакомых столько талантливых личностей, что режиссер решил на время отойти от постановки фильмов и заняться продвижением молодого поколения.
В итоге в 1999 году, выпустив на экраны «Жанну д’Арк», громогласно провалившуюся в прокате, Бессон повернулся к зрителям спиной и углубился в постройку собственной киноимперии. Дальнейшая хронология истории кинокомпании – это буквальное перечисление открытий, которые делал Люк Бессон для мирового кино, опираясь на плечо своего верного помощника Пьер-Анжа Ле Пожама.
Открываем календарь. 2000 год. Главная ставка новоявленной EuropaCorp сделана на сиквел высокооктановой комедии «Такси». В режиссерское кресло Бессон усадил своего недавнего ассистента, второго режиссера «Жанны д’Арк» Жерара Кравчика. Результат – шестидесятимиллионный хит мирового проката и большое будущее для Кравчика, обернувшееся боевиком «Васаби», третьим «Такси» и ремейком «Фанфана-Тюльпана».
2001 год. Люк Бессон буквально за руку вводит в кинематограф Криса Наона, клипмейкера и режиссера рекламных роликов, и поручает ему боевик «Поцелуй дракона». Собравший на экране международный состав, включающий Джета Ли, Бриджит Фонду и Чеки Карио, «Поцелуй» вместе с «Соблазном» Майкла Кристофера, связавшим Анджелину Джоли и Антонио Бандераса, продемонстрировал направленность EuropaCorp на международный рынок.
Но все это были лишь легкие разогревающие упражнения перед настоящим рывком – в 2002 году на экраны выходит «Перевозчик» с Луи Летерье (еще одним помощником Бессона времен «Жанны») у руля и Джейсоном Стэтемом за рулем. Славы среди критиков картина не снискала, а вот для зрителей стала культовой, особенно после выхода на цифровых носителях. Да и что уж говорить, именно с «Перевозчика» Стэтем стал тем самым героем боевика, которого сам Слай не стыдится пригласить в свою солянку для «лучших из лучших». EuropaCorp окончательно закрепляется в мировом прокате.
В последующие годы EuropaCorp продолжает открывать новые имена – «Кровавая жатва» в 2003 году переводит Александра Ажа на «темную сторону силы», в 2004 году «13-м районом» в режиссуре дебютирует Пьер Морель, бывший оператор на том же «Перевозчике», 2006 год вывел в свет Гийома Кане с триллером «Не говори никому» – и это только самая вершина айсберга молодых и талантливых. Но не юной кровью единой жива EuropaCorp, в компанию смело обращаются и корифеи режиссуры, и актеры, которые вслед за Гэри Олдманом желают поруководить процессом из кресла постановщика. Среди первых – Гай Ричи, обратившийся к французам с предложением снять «Револьвер», Мишель Гондри, запустивший свою «Перемотку», Терренс Малик, взрастивший в Париже свое «Древо жизни». Среди «переметнувшихся» в режиссеры актеров Томми Ли Джонс с полнометражным дебютом «Три могилы», Венсан Перес с «Секретом» и даже Тони Джа, решивший самостоятельно ставить сиквелы «Онг Бака». Окунувшись в такой океан ярких, голодных до успеха, опытных и не очень художников, сам Люк Бессон не удержался и вернулся к собственноручным постановкам, воплотив наконец давнюю мечту перевести на большой экран своих Минипутов.
Сумели ли дерзкие французы Люк Бессон и Пьер-Анж Ле Пожам, встав на плечи своих молодых коллег, громогласно заявить о себе на весь мир? Безусловно. EuropaCorp запомнилась Голливуду хотя бы дерзким проникновением на первую строчку бокс-офиса «Перевозчика 2» в 2005 году и двух «Заложниц» в 2009-м и 2012-м. Звезды уровня Моргана Фримана, Джона Малковича, Лиама Нисона, Мадонны, Роберта Де Ниро, Джима Керри с удовольствием снимаются на французских площадках. В кармане EuropaCorp несколько приличных франшиз, среди которых «Заложница», «Перевозчик», «Артур и Минипуты», приносящих стабильную прибыль и дающих простор для экспериментов или работы в жанрах, отличных от боевиков и триллеров. Убедиться в качестве французского кино можно на ближайших показах «Притворись моим парнем» или «Малавиты». И будьте уверены – это еще не все патроны в патронташе Бессона, его, с таким чутьем на людей, еще на полвека хватит!
Самые кассовые фильмы: «Заложница 2», «Заложница», «Перевозчик 3».