Спортивные ленты в последнее время выходят часто, но это не значит, что все они делают одно и то же
Кто обычно оказывается героем в массовом, зрительском кино? Посмотрите на Запад, посмотрите на Восток, и вы увидите, как много на экране героев-одиночек – персонажей, которые почти без помощи со стороны противостоят могучим врагам и одерживают победы. На этом стоит вся супергеройская индустрия и многие другие направления масскульта. Даже если супергерои объединяются, это временные и нестабильные союзы. Сегодняшние друзья завтра могут оказаться злейшими врагами.
Легко понять, почему так. На это есть множество причин – начиная с того, что сюжеты проще сочинять, когда у вас минимум ключевых персонажей, и заканчивая тем, что в современном мире люди часто чувствуют себя одинокими и им приятно видеть, как экранный одиночка устраивает всем «кузькину мать» и доказывает, что одиночество – не повод для отчаяния.
Но если мы выйдем из кинотеатра и взглянем на окружающий нас мир, то мы увидим, что одиночками, даже самыми гениальными, не создано почти ничего из того, что определяет нашу жизнь. Да, одиночки совершили много научных открытий и написали целые библиотеки книг и целые галереи живописи и скульптуры. Но все это – капля в море в сравнении с тем, что было создано, построено, произведено командами и целыми организациями.
Люди – не черепахи и не дикие кошки. Мы не рождены для одиночества. Суть человечности – способность организовываться, эффективно общаться, действовать сообща ради общей цели. А это значит, что наш мир движут и меняют не одинокие супергерои, а настоящие лидеры. Те, кто научился превращать разрозненные людские толпы в собранные армии строителей, ученых, инженеров… Или кинематографистов. В кино лидерство имеет определяющее значение, поскольку закадровая тусовка сама по себе аморфна и ей нужны «вожди», вокруг которых кристаллизуются творческие группы.
Как и у любого таланта, у лидерства есть врожденные компоненты. Но все же это не инстинкт, а искусство, и ему можно и нужно учиться, на собственном опыте и на чужом примере. Поэтому для сохранения и развития человечества важно уравновешивать масскультные истории об одиночках более правдоподобными (даже если речь идет о фантастических приключениях) повествованиями о лидерах, организаторах, застрельщиках. И нужно не просто показывать таких людей, а изображать их лидерство в действии, чтобы оно могло вдохновлять и учить. Или по крайней мере наводить на размышления в верном направлении.
«Тренер» Данилы Козловского – именно такое кино. Конечно, тема лидерства очень важна и для недавнего спортивного суперхита «Движение вверх». Но в картине Антона Мегердичева главный герой начинает повествование как уважаемый тренер состоявшейся команды. Подопечные Гаранжина мотивированы, и они знают вкус побед на высоком уровне. Тренеру нужно лишь подтолкнуть парней еще выше. Это непростая лидерская задача, но все же не такая сложная, как та, которая встает перед героем Козловского – опозоренным членом футбольной сборной, который после ухода из большого спорта становится тренером заштатной команды.
От своих предшественников начинающий «коуч» получает разобранный и немотивированный коллектив. Парня не уважают ни подопечные, ни болельщики, ни городская администрация, которая через силу оплачивает содержание клуба и мечтает от него отделаться. Мало того, герой сталкивается с непрофессионализмом обслуживающего персонала, спортивной коррупцией и даже откровенным саботажем. При этом у новоиспеченного тренера нет опыта решения таких проблем.
Однако герой учится, ищет подходы, подтягивает «физику» и психологию футболистов, заражает окружающих своей жаждой перемен… Со временем у парня появляются единомышленники, и его клуб превращается в настоящую команду – не топовую, но уважаемую, потому что всем видно, что футболисты сражаются на поле, а не бегают в ожидании зарплаты.
«Тренер» – спортивное кино, но это еще и универсальная история о рождении и становлении лидера, которая рассказана на понятном и увлекательном материале (спортом у нас занимаются немногие, но обсуждают его все). Хорошее ли это кино? Убедительное ли оно? Это вопросы для рецензии. Здесь для нас важно, что «Тренер» – картина «правильная» и нужная, пытающееся вдохновить новое поколение лидеров. То есть тех единственных, кто реально может что-то улучшить в нашем спорте и в нашей стране. Очевидно, таких фильмов должно быть больше. И, конечно, они должны быть посвящены не только спорту. Хотя, конечно, футбол и баскетбол лучше смотрятся, чем программирование и строительство.