Антология из пяти новых российских короткометражек, среди которых наиболее интересны «Портфолио» и «Настя»
Освободившаяся из тюрьмы девушка пытается вернуться домой. Похоронный агент выполняет все более безумные требования заказчицы. Актриса, пришедшая на пробы, неожиданно признается в любви к режиссеру. Мужчина описывает свои страстные отношения с женщиной. Суровая сотрудница полиции задерживает красавицу, которую обвиняют в краже нескольких миллионов рублей.
Не особенно удачное название новой российской ленты заставляет предположить, что это ностальгическое кино о 1990-х. На самом деле «Новые русские 2» – это антология из пяти свежих российских художественных короткометражек. Обычно такие ленты можно увидеть лишь на тематических фестивалях, и мы очень благодарны кинопрокатной компании Utopia Pictures, которая уже не первый раз собирает примечательные короткометражные фильмы в сборники, чтобы показывать их в кинотеатрах по всей стране. Да, российское кино редко радует нас удачными картинами, но это не повод его не смотреть. И чем чаще даешь ему шанс, тем больше вероятность наткнуться на сверкающий бриллиант. Хотя засохшие экскременты попадаются куда чаще.
В подборке «Новых русских 2» сверкающим бриллиантом оказалась 15-минутная «черная» комедия Никиты Тамарова «Портфолио». Это одна из тех картин, которые на Западе почти гарантируют постановщику контракт на съемки полнометражного кино. «Портфолио» повествует об агенте ритуальных услуг, который после похорон по требованию заказчиков вынужден то откапывать покойника, то исправлять его татуировки, то осваивать магию вуду, чтобы воскресить труп для разъяснения нюансов завещания. Несмотря на запредельно мрачный материал, лента у Тамарова вышла бойкая, восхитительно абсурдная и поразительно смешная. Всякий раз, когда кажется, что более удачного прикола фильму уже не придумать, «Портфолио» превосходит себя и выдает еще более уморительный гэг. При этом лента оказывается не только сборником отличных шуток, но и едкой пародией на российские корпоративные нравы («Мы вам за этот заказ не заплатим, но если вы откажетесь, мы больше не будем с вами работать!»). Превосходная работа, заставляющая с нетерпением ждать новых фильмов режиссера-дебютанта.
Роль засохшего экскремента в сборнике сыграла его самая короткая картина – 8-минутная зарисовка Павла Руминова («Мертвые дочери», «Я буду рядом») «Мы – бензоколонки». Фильм представляет собой эротическое видеописьмо и состоит из откровенных домашних съемок певицы Натальи Анисимовой и закадрового режиссерского текста о том, как здорово было заниматься с Анисимовой сексом (лента основана на реальных отношениях постановщика и его музы). Смотрится это как откровенное хвастовство («Смотрите, мужики, какая у меня баба!»), примечательное лишь тем, что невидимый Руминов сравнивает девушку то с бензоколонкой, то с динозавром из «Парка Юрского периода». Фирменное своеобразное мышление Руминова еще при нем, но достоинства «Бензоколонок» им исчерпываются.
Следующей по шкале слабости в подборке идет 22-минутная мелодрама Светланы Самошиной «Как жизнь без любви», которая начинается на актерском прослушивании и завершается поездкой на такси. В промежутке – вечер в баре и ночь в пустом театре. Интрига истории о начинающей актрисе, которая старается соблазнить известного и привлекательного режиссера, сводится к тому, что непонятно, делает ли это девушка из циничных или из романтических побуждений. Или, может быть, одно смешано с другим? Как и многие представители жанра «кино про кино», «Жизнь без любви» преимущественно рассчитана на «своих», могущих оценить все нюансы диалогов и узнать в персонажах знакомые по реальной жизни типажи. Чем дальше зритель от мира кино и театра, тем сложнее ему будет проникнуться этой несколько невнятной картиной.
На третьем месте стоит 20-минутный фильм Владлены Санду «Кира». Он получил диплом Кинотавра за «цельность художественного высказывания», и с этой оценкой не поспоришь. Картина действительно идеально точно передает «чернушное» отношение к жизни в России, типичное для многих наших режиссеров. Заглавная героиня ленты – молодая девушка, которая только что освободилась из колонии для несовершеннолетних. Пока она бродит по вокзалу и пытается дозвониться домой и купить как можно более дешевый билет на поезд, ершистая Кира сталкивается с разными людьми, и все они в той или иной степени вызывают отвращение, даже если не делают ничего плохого. «Неприятный человек в неприятном мире» – такое название подошло бы фильму куда больше, чем его нынешний заголовок. Никаких просветов оптимизма – финальный звонок домой оказывается самой тяжелой частью картины. Но, по крайней мере, это выразительное кино, которое точно знает, что оно пытается сказать о мире.
Завершает антологию второй по уровню после «Портфолио» 30-минутный фильм известного актера Кирилла Плетнева «Настя». Как и «Кира», «Настя» довольно мрачно смотрит на жизнь в России, но ее портрет нашей страны более сложен и менее однозначен. В центре повествования находится диалог между сотрудницей полиции, строго следующей закону, и ее более молодой арестованной тезкой (обеих героинь зовут Настя), которая, работая на почте, украла несколько миллионов рублей, присланных для выплаты пенсий. Обе женщины – матери, обеим не повезло с мужчинами, и по ходу беседы их изначальная вражда сменяется взаимопониманием и даже проблесками дружбы. С психологической и социальной точки зрения это весьма любопытный и душевный трагикомический этюд, украшенный отличной игрой ведущих актрис, Инги Оболдиной и Марии Шульги. В конечном итоге, правда, «Настю» можно свести к «Все мужики – козлы, да и бабы не лучше». Но обилие тонких постановочных и сценарных нюансов спасает фильм от прячущейся в его концепции примитивности. Как и в случае с Тамаровым, нам очень интересно, что Плетнев поставит дальше – если, конечно, продолжит режиссерскую карьеру, а не сосредоточится на актерстве.
С 17 сентября в кино.