Двухчасовая экскурсия по европейским арт-хаусным штампам нулевых
Наталия и Хуан – муж и жена, уставшие от европейской роскоши и перебравшиеся в тихий мексиканский уголок, на родину, со своими детьми Рут и Элиазаром. Здесь вокруг ходят коровы и лают собаки, под боком – море, а по ночам в дома заходит стройный красный черт с небольшим чемоданчиком. Ад же, в котором обитает это существо, как выясняется, даже в этом тихом местечке может разверзнуться за каждым углом.
Про Карлоса Рейгадаса прежде всего принято вспоминать, что до того, как заняться кино, он собирался стать юристом. А потом увидел фильмы Андрея Тарковского, взялся за камеру и теперь из года в год ставит в тупик жюри европейских фестивалей. Показы всех его фильмов, начиная с «Битвы на небесах», оставляют публику в недоумении. С одной стороны, любовь автора к панорамным планам и общей глубокомысленности, чего уж греха таить, способна обречь даже подготовленного зрителя на адские муки. Но в тоже время, в мире не так много режиссеров-метафизиков, чтобы ими разбрасываться. С получившим режиссерский приз в Каннах фильмом "После мрака свет" случилась примерно та же история. Причем здесь мексиканец пошел еще дальше: рассказ получился настолько акварельным, что никто не может быть точно уверен, правильно ли он выстроил из бесконечных флэшбеков цепь событий и верно ли вообще понял режиссерскую мысль.
Проблема с "После мрака свет", впрочем, даже не в неясности – в конце концов, Дэвиду Линчу такие претензии предъявлять и в голову не придет. Фильм Рейгадаса выглядит вопиюще несовременным – прежде всего потому, что режиссер опоздал с ним совсем ненадолго, всего-то года на четыре. Еще в конце нулевых, на излете эпохи безвременья, популярностью и успехом пользовались именно такие картины: медленные, расфокусированные, смирившиеся с отсутствием героя. Сегодня же будто бы изменилось что-то в воздухе – даже арт-хаусные режиссеры (Каракс, Триер) снимают гораздо бойчее и остроумнее, чем раньше, попадая в нерв пробудившегося от спячки времени. Среди бесспорных достоинств фильма на этом фоне остаются лишь блестящая операторская работа и нон-конформистский узкий экран.
Но на него, если честно, куда интереснее смотреть в другом недавнем фильме-триумфаторе – «Фаусте» Александра Сокурова.