Железный Человек устал, и он уходит. Как сообщает студия Marvel, в ближайшее время в ее комиксах Тони Старк перестанет быть Железным Человеком. Его место в супергеройской броне займет 15-летняя Рири Уильямс
Историкам еще предстоит определить вклад, который Барак Обама внес в американскую и мировую политику, но уже ясно, что избрание чернокожего президента США существенно повлияло на комиксы Marvel. Творцы и руководители студии прямо признают, что, например, чернокожий Человек-паук (нью-йоркский старшеклассник Майлз Моралес, которого, как некогда Питера Паркера, тоже укусил радиоактивный паук) появился в их комиксах под впечатлением от победы Обамы. Правда, прошло три года, прежде чем выборы 2008 года привели к комиксному дебюту Моралеса в августе 2011 года. Но корпоративное искусство за пять минут не рождается.
Правда, новый герой не вытеснил Питера Паркера в небытие. Поскольку Майлз появился на свет и стал супергероем в параллельной вселенной, они с Питером сосуществуют и даже периодически пересекаются. У каждого из них при этом есть собственный комиксный цикл. О приключениях Питера сейчас рассказывает The Amazing Spider-Man, который с перерывами выходит с 1963 года, а о приключениях Майлза – публикующийся с 2016 года Spider-Man. Также существует отдельный комикс Spidey, где рассказывается о супергеройских приключениях Питера Паркера в его школьные годы (в The Amazing Spider-Man он уже взрослый мужчина).
Схожая ситуация с упомянутой выше пакистанской супергероиней (точнее, американо-пакистанской, поскольку она живет в Нью-Джерси). Старшеклассница Камала Хан после «супергероизирующей» мутации взяла себе прозвище Мисс Марвел («Мисс Чудо») в честь своей любой героини, чье настоящее имя Кэрол Денверс. Денверс появляется в марвеловских комиксах с конца 1960-х, и это яркая белокурая красотка с англосаксонскими корнями. Камала же дебютировала в 2013 году. Сейчас о приключениях Хан рассказывает комикс Ms. Marvel, а о приключениях Денверс – комикс Captain Marvel («Капитан Марвел»).
Та же история с Капитаном Америка. Есть комиксный цикл Captain America: Steve Rogers с привычным нам по марвеловским блокбастерам белокожим героем Стивом Роджерсом, а есть комиксный цикл Captain America: Sam Wilson, в котором звездно-полосатый костюм и щит носит чернокожий Сэм Уилсон – также известный нам по фильмам персонаж, прежде воевавший под псевдонимом Сокол. Близкий друг Стива, он подменяет товарища, когда того состаривают до его «исторического» возраста (напомним, что Роджерс родился до Второй мировой войны).
Иначе обстоят дела в комиксе Mighty Thor («Могучий Тор»). Там сейчас супергеройские функции Тора выполняет Джейн Фостер – белокожая героиня, известная нам в исполнении Натали Портман. Она официально носит имя Тор, считается богиней, орудует боевым молотом, ходит в инопланетных доспехах и входит в состав Мстителей. В то время как прежний Тор, утративший часть своих способностей, носит боевой топор и совершает подвиги под именем Одинсон («сын Одина»). Альтернативного комикса с Тором в роли Тора сейчас нет.
Как поклонники комиксов принимают такие новации? По-разному. Если Marvel предоставляет читателям выбор, то к ней обычно не предъявляют претензий. Майлз и Камала были приняты довольно благосклонно – прежде всего как интересные попытки рассказать о юности «этнических» персонажей, которая у них не совсем такая, как у привычных белых героев. Так, родня Камалы придерживается норм ислама, а у Майлза дядя – известный уголовник, а отец – исправившийся преступник, и парень переживает из-за того, что мог унаследовать семейный «криминальный ген». Captain America: Sam Wilson мало чем принципиально отличается от Captain America: Steve Rogers, но наличие у читателей выбора ограждает его от критики.
Напротив, последние события в Mighty Thor были приняты в штыки и подвергнуты уничижительной критике. Во-первых, потому что нелепа сама идея, что имя «Тор» может быть таким же «переходящим призом», как супергеройское прозвище. Если Питер Паркер не перестает быть Питером Паркером, когда отказывается от костюма и функций Человека-паука, то почему Тор должен потерять данное родителями имя? Во-вторых, потому что новая Тор была подана читателям под соусом из радикального феминизма, с характерными фразочками и словечками. Что породило очень бурную дискуссию в Интернете между сторонниками и противниками этой идеологии. В-третьих, потому сейчас у тех, кто хотел бы почитать про Тора как Тора, нет выбора. Новая Тор навязана им безо всякой альтернативы.
Показательный факт. Если две разновидности комиксов напрямую конкурируют, то традиционная обычно выигрывает, причем с существенным перевесом. Например, Captain America: Steve Rogers продается в три раза лучше, чем Captain America: Sam Wilson. Несмотря на все рассуждения в ультралиберальной прессе о том, как здорово, что главным патриотом Америки в новых комиксах служит темнокожий, а не белокожий армейский офицер. Впрочем, цифры продаж у Captain America: Sam Wilson отнюдь не позорны – они просто куда хуже, чем у конкурента.
Почему же Marvel придумывает все эти и другие «политкорректные» версии своих комиксов (скажем, азиатского Халка)? Прежде всего, потому что Marvel всегда была на острие прогрессивной политики. Капитан Америка отправился на войну с Гитлером более чем за полгода до того, как США вступили в войну с Германией, и тогда, в 1941 году, эта комиксная история вызвала колоссальный отрицательный резонанс. Многие американцы считали, что их страна не должна активно участвовать в европейском противостоянии, и полиции даже пришлось выставлять охрану, чтобы защитить офис студии от протестующих. Но когда война с Германией началась, Америка признала правоту Marvel. Сейчас компания с тем же напором отстаивает нынешний прогрессивный курс на сокращение процента белых мужчин в американской элите, реальной и вымышленной. И она уверена, что в скором времени все признают ее правоту.
Понятно, Marvel – это не только идеологическая контора, но и бизнес. Новости вроде «Теперь у нас черный Человек-паук!» и «Железный Человек отныне 15-летняя черная девушка!» публикуются не только в тематических, но и в общеамериканских и даже общемировых СМИ, и они становятся бесплатной рекламой для марвеловских комиксов. Да, порой это скандальный пиар, как в случае с Mighty Thor. Но реклама есть реклама, и продажи благодаря таким сообщениям всегда растут. А задерживаются ли они на высоте – это уже вопрос качества комиксов, а не их раскрученности.
Также существенно, что, когда Marvel добавляет в парк персонажей значимых «этнических» героев, она расширяет потенциальную аудиторию всей своей продукции. Многие в Америке говорят, что для них важно видеть на экране и на страницах комиксов внешне похожих на них персонажей, и Marvel следует запросам публики. Да, это расистские по своей природе запросы, и не важно, хотят ли люди видеть больше белых или больше негров. Но бизнес не может игнорировать объективную реальность. Если такие требования есть, им надо следовать, чтобы удержать бизнес на плаву. Не важно, что Captain America: Sam Wilson продается хуже, чем его конкурент. Важно, что часть его читателей не покупала бы комикс Captain America: Steve Rogers, если бы издавался только он. Так что в целом студия охватывает большую аудиторию, чем прежде.
Опять же, комиксы вроде Ms. Marvel позволяют под супергеройским соусом рассказывать «свои» истории таким творцам, как создавшие Камалу Хан американские сценаристки-мусульманки Сана Аманат и Уиллоу Уилсон (первая родилась в мусульманской семье, вторая приняла ислам уже взрослой). Раз они присутствуют в литературном мире, то у них есть право создавать героев, которые им ближе, чем персонажи, которых придумывали комиксные мэтры вроде Стэна Ли.
Другое дело, что трудно не согласиться с Ли, когда он недавно заметил, что лучше придумывать новых героев желаемого этноса и пола, чем изобретать дублей или даже замены для уже существующих персонажей. Так, помимо чернокожего Человека-паука в марвеловских комиксах есть супергероиня по прозвищу Шелк – девушка азиатского происхождения по имени Синди Мун. Она тоже наделена паучиной мутацией, и у нее есть собственный комикс Silk, но она не претендует на то, что является лучшим, альтернативным или более современным Человеком-пауком. Шелк – это Шелк, и ее комикс выживает без привязки к классическому герою в заглавии, не раздражая поклонников Человека-паука (во всех его версиях).
Впрочем, надо понимать, что «магия названия» действует, даже когда речь идет о «подмененном» персонаже. Ясно, что больше людей будет читать комиксы о 15-летней Железной Девушке, чем комиксы о Рири Уильямс как об уникальном персонаже с уникальным прозвищем. По крайней мере, на первом этапе – возможно, со временем она стала бы столь же популярной героиней, как Тони Старк в костюме Железного Человека. Но кому нужно «со временем», если можно «сейчас»?
Кроме того, если бы марвеловцы только придумывали новых персонажей, не пытаясь хотя бы отчасти подменить старых, то они бы не следовали радикальной феминистской идеологии, которая вся про то, что, например, лучше читать современных авторов-женщин, чем классических авторов-мужчин. Радикальное новаторство всегда требует не дополнения традиции, а ее разрушения. Хотя бизнес-соображения мешают Marvel поступить со всеми знаменитыми героями так же, как она поступила с Тором.
Наконец, комиксы про сравнительно новых персонажей, не успевших обрасти толпами друзей и врагов, – большой плюс для тех, кто только начинает читать комиксы. Только представьте, сколько всего произошло с Питером Паркером за всю его 50-летнюю историю! И авторы современных комиксов периодически отсылают к прежним событиям, чтобы потрафить фанатам со стажем. Неофиты, однако, в таких ситуациях чувствуют себя неуютно. Майлз Моралес же существует всего четыре года, и все его приключения можно изучить за несколько дней, даже если вы не очень быстро читаете. Так что если кто-то сейчас хочет начать следить за приключениями Человека-паука, то ему лучше читать Spider-Man, чем The Amazing Spider-Man. Хотя все комиксы вселенной Marvel сюжетно связаны, и отделаться изучением одного-единственного комикса в любом случае не получится. Студия собаку съела на том, как убеждать своих поклонников покупать как можно больше разных изданий.
Как ко всему этому относиться? Очевидно, что если парк персонажей расширяется, то это благо, потому что тем больше вероятность, что каждый читатель найдет супергероя себе по душе. А вот если новые герои перечеркивают старых или отбрасывают их на сюжетную обочину, то это не дело. Особенно когда это сопровождается оскорбительными лозунгами мужененавистнического толка.
Напоследок заметим, что к блокбастерным фильмам все это пока не относится. В мультфильмы Marvel некоторые обновленные герои уже проникли, а вот в большом кино все по-старому, и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится. Студия слишком много вложила в раскрутку знаменитых персонажей в изображении определенных актеров, чтобы вдруг объявить, что в новом фильме вместо Роберта Дауни-младшего броню Железного Человека будет пилотировать чернокожая звездочка. Но определенное давление на Marvel в этом направлении уже оказывается. Так что не стоит сильно удивляться, если в «Мстителях 4» суперкоманда будет куда «цветнее» и женственнее, чем сейчас.
Кстати, в «сольном» фильме о Человеке-пауке, который выйдет в 2017 году, сыграет Зендая Коулман, по внешности и возрасту способная изобразить Рири Уильямс. Как знать, вдруг Marvel готовит задел для перевоплощения Железного Человека? С нее станется. Как мы уже убедились, студия мастерски планирует наперед!