Соглашение Sony и Marvel Studios о совместном владении правами на Человека-паука официально завершено. Что же не самом деле произошло и кто виноват в том, что Паучок покинул киновселенную Marvel?
Если вкратце, то виноваты и Sony, и Marvel, но все гораздо сложнее. Несколько лет назад компания Marvel Entertainment продала киноправа на Человека-паука не только для того, чтобы придать кинофраншизе сил для вертикального прыжка, но и чтобы спастись от банкротства. В итоге все получилось успешно, только вот с возвращением Человека-паука домой вышла проблема.
Sony Pictures сняла про героя одну трилогию с двумя дополнительными фильмами, прежде чем согласилась поделить права с Marvel Studios, чтобы Человек-паук мог появляться в киновселенной Marvel, а Sony могла бы снимать сольные и, казалось бы, автономные фильмы с его участием. Какое-то время эта схема работала прекрасно. Том Холланд присоединился к MCU в роли Питера Паркера, известного как Человек-паук, и снялся за три года в пяти картинах, принадлежащих киновселенной – начиная с «Первого мстителя: Противостояние» 2016 года.
Достигнув высшей точки после выхода в июле «Человека-паука: Вдали от дома», Sony Pictures готовилась пожинать плоды их партнерства с Marvel, которые тоже были на коне после рекордного проката «Мстителей: Финала». «Вдали от дома» стал самым кассовым фильмом Sony за всю историю – благодаря коммерческому сюжету, убедительному злодею Мистерио и тому факту, что это был первый фильм Marvel после выхода «Финала». Но ему также суждено было стать последним в киновселенной Marvel.
В чем заключалось изначальное соглашение Marvel и Sony по «Человеку-пауку»?
Знаковое соглашение, которое было достигнуто Sony и Marvel в начале 2015 года, заключалось не просто в раздельном владении правами на персонажа. Полный текст договора общественности не разглашали, но некоторые условия и пункты нам хорошо известны. Человек-паук существовал бы внутри киновселенной Marvel, что означало, что Marvel могли свободно использовать супергероя с любым другим из их персонажей и включать его в любые свои фильмы. Но они также должны были заниматься и его сольными картинами для Sony.
Это началось в 2017 году с фильмом «Человек-паук: Возвращение домой» и продолжилось картиной «Человек-паук: Вдали от дома» в 2019 году. Учитывая, что Sony хотела выпускать фильмы с ним каждые два года, то третья часть Человека-паука могла бы выйти на экраны в июле 2021 года. Поскольку Sony брала бы на себя расходы по производству и маркетингу всех сольных фильмов с Человеком-пауком, они оставляли бы себе всю прибыль от них. Но в то время Sony предложил Disney 5% от кассовых сборов картины, от чего Disney отказался.
На самом деле, Disney, конечно же, получал и другую выгоду от сделки помимо использования Человека-паука в своих фильмах. За создание автономных фильмов о нем Disney и Marvel шла вся выручка от продажи мерчендайза Спайдермэна. Для других персонажей эти суммы могли бы быть незначительными, но не в случае с Человеком-пауком. И всем известно, как хорошо умеет Disney торговать мерчем – через розничных продавцов, в своих магазинах или тематических парках. В общем, сделка была выгодной для всех сторон.
Как было расторгнуто соглашение между Sony и Marvel?
В августе 2019 года соглашение между Sony Pictures и Marvel Studios внезапно прекратилось – спустя считанные дни после того, как «Вдали от дома» стал новым рекордсменом Sony по сборам, обойдя картину «007: Координаты Скайфолл». Пока фанаты в сети обвиняли в этом всех и вся, реально разлад произошел по чисто финансовым причинам. Sony хотела продолжать сотрудничество в том же виде, в каком оно шло последние три года, а Disney хотел получать что-то помимо продаж мерчендайза.
С появлением на четвертом этапе MCU новых персонажей, а также создания телевизионных шоу Marvel для стриминга Disney+, президенту Marvel Studios Кевину Фейге предстояло много работы. К этому добавлялось еще и возвращение в Marvel прав на «Людей Икс» и «Фантастическую четверку» после того, как Disney приобрел 21st Century Fox. Таким образом, согласно официальному заявлению Sony, Фейге не мог продолжать работу над сольными фильмами про Человека-паука для Sony по той причине, что они не владели правами на интеллектуальную собственность.
Чтобы решить этот вопрос, Disney предложил разделить производственные затраты, но вместе с тем получать половину от кассовых сборов будущих фильмов о Человеке-пауке (как утверждают, это распространялось на вторую часть «Венома» и другие спиноффы). Они бы брали на себя 50% стоимости и получали 50% дохода. Sony отклонила предложение. Для них было выгоднее, чтобы следующие фильмы зарабатывали чуть меньше, чем делить прибыль, так как 800 миллионов долларов - больше, чем половина от миллиарда. Sony сделало встречное предложение, но Disney стоял на своем. Для них неполучение прибыли от сборов созданных ими фильмов означало напрасно потраченное время, и они ошибочно полагали, что Sony нуждается в них.
Что значит конец соглашения Marvel и Sony по Человеку-пауку?
Самый большой удар от разрыва договора – это, конечно, тот факт, что Человек-паук больше не появится в киновселенной Marvel, а значит, все события, происшедшие во «Вдали от дома», уйдут в никуда (от отношений с тетей Мэй и Хэппи Хоганом до технологии ЭДИТ). Но с завершением партнерства Sony и Marvel для Человека-паука открываются новые возможности. Супергерой, порвавший связь с MCU, может теперь развиваться как в сюжетном, так и в творческом плане.
У Тома Холланда все еще действует контракт на третий и четвертый фильм о Человеке-пауке, а значит, Sony будет дальше развивать игровую версию супергероя – правда, видимо, уже без участия режиссера Джона Уоттса. Но сценаристам придется избегать каких-либо связей и пересечений с MCU, что вполне возможно, хоть и непросто. В плане сюжета Sony может полностью адаптировать книгу «Последняя охота Крэйвена», что будет отличным продолжением после «Вдали от дома». А если они подойдут к вопросу креативно, то могут сделать кроссовер Человека-паука (Том Холланд) с Веномом (Том Харди). Будущее Человека-паука выглядит многообещающе, вот только в нем не будет места для Marvel.