Феминистское высказывание об эльфийке, которая решила стать Санта-Клаусом.
Кэнди, миниатюрная эльфийка, обладает высоким статусом в корпорации Санты. В волшебном мире Северного полюса почетную роль могут занимать разные кандидаты: сам Санта-Клаус выбирает себе преемника. Кэнди уверена, что именно она заслуживает стать следующей главой праздника, а нынешний Санта к тому же из кожи вон лезет, чтобы быть более прогрессивным. Как и следовало предположить, амбициозную героиню ожидает ряд преград: традиционно настроенное общество, сила патриархата, коррумпированный совет директоров, а также споры со своими близкими.
Декабрь по традиции является самым слащавым месяцем для кино. Это время, когда появляется целый шквал новых праздничных картин, а также возрождаются старые классические фильмы о Рождестве и Новом годе. Вероятно, по этой причине мультсериал от Сета Рогена, предназначенный исключительно для взрослой аудитории, остался в тени. Он едва ли принадлежит хотя бы к одной категории того, что мы называем «новогодним настроением». Санта-Клаус здесь открыто говорит о своей сексуальной жизни, персонажи вроде печенек и снежинок безустанно матерятся, а олени и вовсе принимают запрещенные вещества, чтобы быть более быстрыми в самый важный день в году. Мифологизированные существа, которых мы привыкли видеть в сказках, выглядят такими же, какими можем быть мы сами, – порочными и порой жестокими.
Воображаемый мир здесь очеловечивается, чтобы отзеркалить людские проблемы и дать портрет миллионов корпораций (или даже Белого дома). Шаг за шагом проект демонстрирует столь острые для сегодняшнего дня темы, как наемный труд, медицинское страхование, коррупция, а ядром всего становится женоненавистничество и попытки женщин заявить о себе в мире, где они полностью лишены власти. Время, в которое разворачивается действие, – наши дни. Все вокруг стараются идти в ногу с так называемой «повесткой», бросаются актуальными словечками и боятся кого-либо обидеть, но все это кажется дешевой оберткой подарка, внутри которого нет ни искренности, ни надежды.
Удивительно, как сценаристам удалось создать точный облик современного общества: Санта хочет нести перемены, но не из искреннего желания помочь дискриминируемым слоям общества, а из жажды получить похвалу за свою прогрессивность. Иными словами, он чувствует себя «белым спасателем», который выбирает на свое место сначала темнокожего парня и хвастается этим при каждом удобном случае, а потом Кэнди – девушку, да еще и еврейку (как он сам говорит, это как убить двух зайцев сразу). Сама эльфийка ради достижения своей цели вынуждена соответствовать непосредственно мужским стандартам, чтобы быть «своим парнем» среди привилегированной группы мужчин, играющих в гольф, курящих сигары и отпускающих сексистские шутки. Сценаристы словно демонстрируют попытки большинства кинематографистов изобразить сильного женского персонажа, соответствующего именно мускульным стандартам. У Кэнди попросту нет выбора, кроме того как играть по установленным правилам, поскольку она существует в патриархальном мире, где ей сложно стать успешной, оставаясь собой.
Любопытно, что шоу вызвало самые противоречивые реакции. Да, в сериале есть множество минусов: некоторые шутки написаны только для провокации, Кэнди сама в итоге превращается в того, с кем боролась (а быть может, в этом и смысл), практические все мужские персонажи оказываются олицетворением зла, а 8 эпизодов кажутся слишком утомительными для небольшой истории. Очевидно, что проект не является шедевром, но действительно ли он заслуживает оценку 1,2 на iMDB и 4% рейтинга одобрения аудитории на Rotten Tomatoes? Не будучи рождественским развлечением, «Корпорация Санта» обрамляется политической повесткой и довольно сильным посылом. И в конце концов приятно видеть, что даже в волшебном мире есть эмоциональное выгорание и протесты против несправедливости.