Трагедия маленького человека, доведенная до исполинских масштабов.
Эрен Йегер, в прошлом главный враг титанов, продолжает Гул земли с целью уничтожить человечество за пределами острова Парадиз. Конец света буквально разворачивается на глазах, и остановить апокалипсис пытаются как бывшие враги Эрена, так и верные друзья. Слишком уж жестоким оказалось решение, которое принял переметнувшийся герой разведкорпуса. Открытым остается вопрос, получится ли найти какой-то выход из сложившейся ситуации, кроме самого очевидного — и оттого невозможного.
Финал «Атаки титанов» давно стал мемом из-за того, насколько сериал затянулся. Однако же в истории острова Парадиз и правда поставлена точка, относиться к которой можно по-разному, что и показывают оценки зрителей. Понять тех, кому финал не приглянулся, не так уж и сложно: в сухом остатке четыре сезона как будто пытаются донести не самую сложную мысль — «история циклична» — и напомнить, что в войне нет ничего хорошего. Как будто бы не тот вывод, что ждешь от саги, продлившейся десять лет. И на сюжетном слое все и правда так, особенно если отбросить эмоциональный план. Который занимает немалую долю финала истории.
Последний эпизод вполне отчетливо делится на две части: собственно попытку остановить Гул земли и разбор мотивов Эрена, которые все же не так просты, как могло показаться. И в сценах исследования внутреннего мира и состояния героя как будто и скрывается истинный посыл истории.
По-настоящему смысл случившегося раскрывается в простенькой, казалось бы, сценке, где Эрен признается, что запустил Гул земли во многом из-за неспособности найти вариант получше. Он буквально расписывается в собственной глупости, что обычно удается редкому герою. Все чаще протагонисты так или иначе стараются оправдать решения какими-то внутренними или внешними факторами даже в случае очевидной ошибочности выводов. Признать себя дураком крайне непросто, что уж говорить о человеке, который видит куда больше, чем другие. Эрен, при том что узнал немало о прошлом, настоящем и даже будущем, не смог найти логичного пути спасения родного Парадиза, из-за чего и обратился к насилию. Пусть цель и отличалась от высказанной, для Эрена геноцид казался единственным выходом.
И в этом-то и кроется весь кошмар ситуации: Хадзимэ Исаяма буквально показывает, что история циклична не просто так, а в силу того, что люди, увы, глупы. И как разорвать порочный круг — большая загадка. Хотя Исаяма и дает намек: как часто и бывает, ответом на порождаемые злость и насилие становится любовь. Однако даже здесь нет однозначно правильного пути: в финале «Атака титанов» хоть и ставит точку в основной истории, но оставляет многоточие на месте оценки действий персонажей. Да и, честно говоря, было бы огромной наглостью пытаться решить дилемму цикличности войны, над которой человечество бьется не одно тысячелетие.
Однозначно сказать, достойный ли вышел финал для десятилетней саги, которую называют «"Игрой престолов" от мира аниме», не так-то просто. С одной стороны, эпических масштабов сюжет выливается в банальную мораль, выведенную различными авторами сотни, если не тысячи раз. С другой — представить себе какую-то другую концовку попросту трудно: в сюжете, где сталкиваются лбами нации, а войны ведутся из-за предрассудков, вывести все на повторяемость из-за глупости сторон кажется не такой уж плохой идеей. Да и придумать более удачный финал тоже задача не из простых — хотя фанаты и предприняли попытку в манге Attack on Titan Requiem, предлагающей альтернативное завершение истории.
Важное замечание: титры не стоит пропускать. Не только для того, чтобы убедиться, что финал и правда позади, и увидеть заветное «Конец», но и чтобы обратить внимание на маленькую, но важную деталь, окончательно демонстрирующую ницшеанскую идею «Время — это плоский круг».
Хочется верить, что, несмотря на всю противоречивость, «Атака титанов» сможет достучаться до тех, кто поймет и разделит эмоциональную сторону финала. Все же она способна вызвать мощный отклик внутри, особенно если эмпатически подключиться к героям — не только к Эрену, но и к другим, добравшимся до самого конца. Ведь творчество и должно провоцировать эмоции, что, пожалуй, важнее многого.