После двухлетнего перерыва на малые экраны в последний раз вернулся телехит, который умудрился предать не только фанатов, но и главных героинь.
В финале третьего сезона, вышедшего два года назад, агентша разведки MI-6 Ева (Сандра О) в очередной раз встречается лицом к лицу с таинственной наемной убийцей Вилланель (Джоди Комер). Прошлые столкновения заканчивались трагично: сначала первая пырнула ножом вторую, потом вторая выстрелила в первую. В этот раз все иначе: женщины признают, что их тянет друг к другу, но понимают, что вместе им быть не суждено — союз пробуждает в каждой худшие качества. Четвертый сезон вновь столкнет заклятых подруг, но в этот раз они кардинально изменились: Вилланель скучает в английской провинции и пытается найти искупление через религию, а натренированная Ева, напротив, ищет только мести. Ее цель — уничтожить секретную организацию «Двенадцать».
Нетрудно вспомнить, почему четыре года назад зрители влюбились в шпионский сериал об игре в кошки-мышки между двумя противоположными героинями — аналитиком и киллершей. Это была практически сказочная история о кризисе среднего возраста: уставшая от скучной работы с бумажками и тихой жизни Ева становится одержима загадочной убийцей с лицом Джоди Комер и ее роскошным образом жизни — невероятной красоты отели, постоянные путешествия и дорогая брендированная одежда, о которой можно только мечтать. Вилланель в ответ почему-то западает на Еву. В этих отношениях не было логики, зато благодаря актрисам была страсть и экранная химия, которая многократно усиливалась из-за откровенно нелепых шпионских интриг и кэмпового сеттинга со стильными нарядами и известной поп-музыкой. Намного труднее понять, что стало с сериалом после отличного первого сезона. Ладно, причина трансформации очевидна — проект покинула шоураннерка Фиби Уоллер-Бридж, чтобы сделать продолжение «Дряни». И если второй сезон не сильно из-за этого пострадал, потому что им занималась сумевшая развить идеи оригинала Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды»), то следующие шоураннерки так долго топтались на месте, что финальные эпизоды в итоге смотрятся как пародия на первые.
Четвертый (да и третий) сезон не предлагает развития сложноподчиненных и, очевидно, невозможных отношений героинь. Зритель в очередной раз наблюдает за тем, как Ева сомневается в правильности решения отпустить прошлое — спокойную работу, милый домик и скучного мужа, — чтобы встать на тернистый путь убийцы/шпионки. Вилланель снова пытается отказаться от должности киллера, утихомирить тягу к убийствам и наконец остепениться. Наверное, из-за этого в новом сезоне было принято трусливое решение: заметно сократить общие сцены, убрать фундаментальную для сериала игру в кошки-мышки и любой ценой держать героинь порознь вплоть до финала. Потерявшие друг к другу интерес Ева и Вилланель находят утешение в романтических отношениях с другими, но в конце концов все равно оказываются вместе в последнем эпизоде. Удивительно, но даже это очевидное развитие событий после стольких лет кажется неуместным и предательским.
Впрочем, главная проблема даже не в том, что зрителю в третий или четвертый раз выдают тот же самый материал для шипперинга героинь, а в странной, несчитывающейся внутренней логике сезона. Он перегружен худшими шпионскими клише: герои перепрыгивают из одной страны в другую ради разговора на пару минут, встречают десяток сомнительных людей и узнают страшные секреты друзей, которые внезапно оказались предателями. Даже зловещая организация «Двенадцать» особо не сопротивляется истреблению и спокойно принимает свою участь. Нелогичным и откровенно провальным кажется и финал сериала. Не прибегая к спойлерам, можно отметить, что, будь эта вызывающая недоумение двухминутная сцена лишь завершением сезона, ее бы раскритиковали как один из худших клиффхэнгеров последних лет. В качестве полноценной концовки истории с титром The End — это откровенный приговор наследию сериала и плевок в лицо зрителям, которому не может быть оправдания. За последнее десятилетие мы видели несколько неоднозначных и разделивших аудиторию телефиналов, но наконец-то у нас есть концовка, способная объединить зрителей. Пускай и с помощью такого неприятного чувства, как ненависть.