Талантливый, хоть и не самый оригинальный дебют Ильи Михеева о школьном буллинге.
Ученица десятого класса престижного петербургского художественного лицея Полина (Анастасия Хмелинина) выпрыгивает в окно незадолго до окончания учебного года. Начинается расследование. Алиса (Полина Цыганова), одноклассница Полины, знает, почему девочка-подросток покончила с собой, но не решается рассказать правду полицейским. Через несколько дней Алиса теряет дар речи. Мама школьницы Виктория Андреевна (Елизавета Боярская) пытается разобраться, что происходило в десятом классе и почему дочь перестала говорить.
«110» — дебют Ильи Михеева, выпускника мастерской Константина Лопушанского в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. Неделю назад в прокат вышел фильм других учеников Лопушанского — «Лапин» Влада Краснослободцева и Аси Олешкевич. Уже несколько лет мы говорим о выпускниках мастерской Александра Сокурова как в Кабардино-Балкарии, так и в Петербурге. Не исключено, что в ближайшем будущем весь курс Лопушанского тоже громко заявит о себе. Премьера «110» состоялась на прошлогоднем фестивале «Зимний» в Москве, где фильм получил приз за операторскую работу, а Полина Цыганова была признана лучшей актрисой. В 2024-м на киносмотре «Одна шестая» в Екатеринбурге картина получила награду за лучший национальный игровой дебют. Для первого фильма это серьёзные призы.
Статья 110 Уголовного кодекса РФ говорит об ответственности за доведение до самоубийства. Зрители с первых же минут знают, что Полина покончила с собой по вине одноклассников. Подробности происшествия станут известны позже, но режиссёра больше интересует вопрос, кто на самом деле виноват в смерти школьницы. Детективная интрига отходит на второй план. Полицейские не любят статью 110, потому что доказать вину практически невозможно, так что расследование суицида Полины ведется лишь для галочки. Преподавателям и директрисе лицея тоже нет никакого дела до судьбы школьницы. Педагоги готовы винить родителей или социум, поскольку не собираются брать ответственность на себя и признаваться, что недоглядели за обстановкой в классе. Дело хочется поскорее замять, дабы не испортить репутацию престижного учебного заведения.
История концентрируется на отношениях Виктории Андреевны и Алисы. Старшеклассница устала жить во лжи. Потеря речи становится защитным механизмом. Школьники боятся ломать себе будущее, а у растерянной Алисы не хватает смелости выступить одной против общего консенсуса. Тотальная ложь и молчание приводят к трагедии, а дочь даже не может нормально пообщаться с матерью. Диалог поколений не налажен. У каждой своя жизнь. Шестого мая, когда Полина покончила с собой, у адвокатессы был день рождения. Теперь для матери праздник на всю оставшуюся жизнь будем омрачён несчастьем. Виктория Андреевна начинает искать возможность поговорить с дочерью по душам, только когда Алиса теряет дар речи. Режиссёрская метафора, может быть, и лобовая, но всё равно красивая.
Современное российское кино всё чаще уходит в частные трагедии и истории об отношениях отцов и детей. В прошлом году на экраны выходили социальные триллеры «Белый список» и «Цикады». В обоих проектах наглядно показана пропасть между старшеклассниками и взрослыми, а сюжетным триггером становилось преступление. Дети начинают волновать родителей, только когда случается беда. «110» выделяют отменные актёрские работы и интересная манера съемки: дрожащая камера передаёт эмоциональное потрясение центральных персонажей. Дебютантка Цыганова врывается в отечественное кино, а Боярская, героиня которой проходит путь от холодной и неприступной матери до женщины на грани нервного срыва, выдаёт одну из лучших ролей в карьере.
«110» едва ли способен удивить тематически, но в то же время в картине есть приметы нашего времени: тотальное безразличие к другим, инфантильность общества и опасная практика всеобщего молчания. Дебют вышел неровным, но художественно цельным. За карьерой молодого режиссёра будет любопытно следить в будущем.
Фильм "110" посмотрю, когда появится в интернете