Симпатичное, но необязательное дополнение в копилку фильмов о мошенниках.
В маленьком книжном магазине девушка (Бриана Миддлтон) окидывает взглядом полки в поисках нужного романа. Владелец (Джастис Смит) приходит на помощь и в мгновенье протягивает ту самую книгу. Словно по волшебству и законам романтики все складывается как нельзя более удачно: несколько брошенных фраз про Зору Ниэл Хёрстон, учебу в университете, черный феминизм и следом предложение продолжить беседу за ужином. Отношения Тома и Сандры развиваются столь стремительно, что всем вокруг кажется, будто молодые люди встречаются не пару недель, а несколько лет. Со сближением обнаруживаются неприятные факты: юноша — нелюбимый сын влиятельного богача, а у девушки есть брат, которому вдруг понадобилась крупная сумма денег, чтобы покрыть долги. Пересказывать сюжет дальше — то же самое, что раскрыть все карты и испортить впечатление.
Спасибо сериалу «Ты», который научил зрителей с осторожностью и недоверием наблюдать за знакомством в книжном магазине. Флер романтики спадает минуте к пятнадцатой, но нотки тревоги не сбавляют темп с самого начала: как-никак название фильма подталкивает к мысли, что любовь обязательно сменится аферой. Не поддаваясь магии медового цветокора, необходимо внимательно рассматривать жесты и действия Тома и Сандры — один из них может быть не тем, кем кажется.
Как только герои перестанут распахивать друг перед другом душу и цитировать Толстого, начинается новая глава фильма. Бенджамин Карон буквально разделил сюжет на несколько частей, каждая из которых озаглавлена именем персонажа. Подобный метод едва ли не лучшее, что есть в картине: нелинейное повествование позволяет режиссеру постепенно разоблачать персонажей и время от времени по-настоящему удивлять публику. «Аферисты» построены по принципу матрешки — внутри каждой истории скрывается еще одна, и так до тех пор, пока пазлы не сложатся и паутина предательств наконец не распутается.
Справедливости ради хочется отметить, что многие трюки можно с легкостью предугадать. С каждым актом постановщик старательно пытается все больше и больше обмануть зрителя, забывая, что аудитория давно избалована подобными приемами. Быть может, это проблема не столько «Аферистов», сколько искусства зрелищ в целом: испытать настоящий шок во время просмотра детектива или психологического триллера становится довольно сложной задачей в современном мире. Но ключевой силой являются не запутанные сюжетные ходы, а актерский каст: Джулианна Мур пугающе очаровательна, Бриана Миддлтон (актриса до этого появлялась только в «Нежном баре» Джорджа Клуни) приковывает к себе все внимание, Джастис Смит умело вызывает жалость, а Себастиан Стэн — тот самый мрачный таинственный незнакомец из фильмов, но, увы, в данном случае вторая скрипка в партии.
Без труда можно отыскать причины разругать «Аферистов» в пух и прах. Поджанр Eat the Rich переживает очередной ренессанс в кино, но фильм Карона не особенно зацикливается на глянцевом образе жизни, а делает акцент на развращающей силе миллионов на счету. Кто-то пойдет на все ради богатства, кто-то будет возмущаться, что у всех на уме одни лишь деньги. Последнее можно даже принять за режиссерское послание, но фильм слишком несерьезен, чтобы анализировать его в этом ключе. Ведь детище Бенджамина Карона не претендует ни на что большее, чем всего-навсего быть отвлекающим развлекательным кино с красивыми действующими лицами и живописными видами Нью-Йорка. И именно это у него получается хорошо.