Семейное кино, просмотра которого не удастся избежать всем, кто остается на майские праздники в городе.
Если вы смотрели «Назад в будущее» больше одного раза, то представьте, что вас попросили пересказать сюжет культовой классики, но так, будто все это произошло в нашей полосе. Пространственно-временной континуум помогает преодолеть не автомобиль DeLorean, а дерево желаний — волшебное место в лагере «Артек». Новая смена началась: директриса во время экскурсии обещает, что все непременно сбудется, и не врет. Коснувшись магической коры, новобранцы из Москвы оказываются в прошлом с шагом в 30 лет — их родители и сами провели не одно лето на Черном море под присмотром вожатых. У каждого из отряда путешественников во времени своя непростая ситуация и поколенческий конфликт: у Николетты (Елизавета Анохина) и Елисея (Даниил Муравьев-Изотов) родители вот-вот разведутся, Ярику (Алексей Онежин) строгий папа запрещает заниматься музыкой — надо продолжать династию строителей, а у Ромы (Даниил Большов) в воспитании отцовской фигуры и вовсе нет: летчик погиб, и ребенок жутко скучает.
Подобное культурное освоение сюжетов довольно часто удается, особенно в детских сказках: на истории Лаймена Фрэнка Баума Александр Волков выстроил вселенную «Волшебника Изумрудного города», а Буратино Алексея Толстого нам всегда будет роднее и ближе чем итальянский мальчишка Пиноккио. Но у кино в отрыве литературного первоисточника адаптации удаются куда реже: «Защитникам» не превратиться в наших «Мстителей», а «Большое путешествие» при неплохом потенциале так и остается пересказом сценария, не становясь самодостаточным приключением.
«Артек» — действительно не просто точка на карте, а огромный культурный пласт в сознании советского человека. Не летний отдых, а привилегия, которую пионерам надо было заслужить: в отряды попадали лучшие ученики, спортсмены, победители олимпиад — сама путевка была сбывшимся желанием и без дерева чудес. В 2025 году «Артеку» исполнится 100 лет: за век жизни из палаточного лагеря центр юношества стал международным. Но исторический климат режиссеров Карена Захарова и Армена Ананикяна не интересует вовсе: ни особенности перестроечного времени, ни грядущий распад СССР, ни идейная повестка лагеря, в том числе укрепление отношений как с братскими народами, так и с капиталистическими странами. В заявленном в фильме 1988 году в «Артек» получили путевки на международную смену школьники из США: приезд делегации не секрет, но почему-то реальным событиям в фильме места не нашлось (разве что на гостей намекают крики пионеров: «Это шпионы!»).
Полностью игнорируя фактуру места и ограничивая мифологию лагеря один лишь деревом, создатели фильма предлагают взглянуть на стерильную историю, лишенную каких-либо контекстов. Все, чем советские дети отличаются от сегодняшних, — это стремление узнать, какой вкус у жвачки. 1988 год невозможно отличить ни от дня сегодняшнего, ни от, скажем, 60-х — вся художественно-постановочная часть выглядит понарошку и сильно уступает, допустим, недавнему «Пищеблоку» (которой тоже не лишен художественных обобщений, но в целом ловит тон эпохи).
Разумеется, в фильме есть трогательные моменты семейного примирения, довольно безобидная мысль о том, что дружба победит и вместе лучше быть, чем порознь, и даже с родителями можно поладить, если они дети. Но все эти дидактические и сентиментальные посылы тонут в сценарных допущениях, чудовищных диалогах («Сейчас в Интернете тебя найду, хэштегом помечу, фолловеров натравлю!»), угрожающей прямолинейности и очень скромной фантазии создателей ленты.
Каким бы целями ни задавалась картина, поддержанная Фондом кино — будь то воспитание у молодежи патриотических ценностей или возвращение престижа лагерю «Артек», — природа фильма не может существовать в вакууме. Идеологические посылы (какими бы они ни были — это предмет другого разговора) невозможно транслировать, полностью игнорируя историю, как и адаптировать универсальные сюжеты, лишая их локальных смыслов и подтекстов. В результате «Артек. Большое путешествие» — выглядит поделкой, безобидной и бездумной, которая не сообщает ничего ни родителям о своих детях, ни детям о юности родителей.