Посредственная сатира о коронавирусе, но занятный клаустрофобный home-invasion.
2020 год, во время пандемии COVID-19 люди выбираются на улицу только в масках и прилежно сохраняют социальную дистанцию. Чтобы не ютиться в душных проходах и не озираться по сторонам после каждого услышанного кашля, две студентки, Паркер (Гидеон Адлон) и Мири (Бетлхем Миллион), уезжают в роскошный загородный дом. Вокруг ни души, так что шанс заразиться равен нулю. Но смуту в размеренный отдых вносит партнёр одной из девушек по имени ДиДжей (Дилан Спрейберри). Он приезжает к подругам без предупреждения и сразу же устраивает скандалы. Правда, едва начавшиеся споры об отношениях, верности и самоизоляции прерывает незваный гость в маске и с острым ножом в руках: он незаметно проникает в дом и открывает охоту на молодых людей.
Первые полчаса «Больных» обманчивы: кажется, будто сценарист «Крика» Кевин Уильямсон переписал сценарий легендарного слэшера Уэса Крэйвена, переосмыслив идентичный концепт на новый лад. Теперь вместо звонков на стационарные телефоны маньяки пишут своим жертвам на IPhone, а причудливой маске призрачного лица, вдохновленной небезызвестной картиной Мунка, злодеи предпочитают медицинские маски. Ещё одно небольшое дополнение: действие происходит в самый разгар пандемии, поэтому герои постоянно говорят о коронавирусе, а по телевизору передают новости о локдаунах. Выглядит это так же, как и звучит, банально и безвкусно. На заре 2019-2020 годов фильм бы ещё мог заскочить в последний вагон новостной повестки, но к 2023-му в мире произошло так много событий, что пандемия потеряла первую позицию в списке глобальных проблем (по крайней мере, для российской публики уж точно).
Зато как только «Больные» перестают прикидываться сатирическим слэшером с убийцей в маске, вместо самоповторов Кевина Уильямсона на первый план выходит бесподобное ремесло режиссёра Джона Хайамса. Два года назад он покорил фанатов жанра сурвайвал-триллером «Пропавшая» о девушке, скрывающейся от маньяка в густых лесах. Сценарий не отличался оригинальностью, но сама режиссура удивляла: постановщик в самых реалистичных деталях показывал напряжённые погони и прятки на фоне грязной мрачной чащи.
Вот и «Больные» посреди повествования ловко перевоплощаются в home-invasion — так называемый поджанр триллера о хладнокровных преступниках, пробравшихся в дом главных героев. Персонажи отбиваются от злодея сковородками, бегают по саду и ловят сигнал Wi-Fi, чтобы вызвать помощь, — каждая, даже самая непримечательная бытовая деталь становится важным ключом на пути к спасению. Работа Хайамса напоминает даже не фильм, а сурвайвал-игру: камера постоянно следует за героями и нередко принимает вид от третьего лица сзади, а каждая экшен-сцена поставлена в духе выдающихся интерактивных ужасов Until Dawn и The Quarry. В одном — и лучшем — эпизоде картины Паркер оказывается посреди речки на плавающей деревянной пристани, а маньяк скрывается под водой и всаживает нож удар за ударом в хлипкое дно. Примерно тогда ловишь себя на мысли, что не против переиграть эти же события за экранного аватара.
Роковая тяга к злободневности рушит «Больных» и в финале: в результате очередной рокировки Уильямсона на Хайамса картина начинает абсурдно отшучиваться на тему COVID и противников социальной дистанции. Такой поворот наверняка бы оценил режиссёр сиквела «Достать ножи» Райан Джонсон — все остальные останутся в лёгком недоумении от того, как два совершенно разных автора пытаются объединить в одном проекте скетч SNL и приземлённый триллер о выживании.