Документальная картина Мати Диоп о реституции сокровищ Африки.
Статуя царя Гезо весит 220 килограммов, его деревянный трон в высоту 2 метра. Другой трон когда-то стоял в городе Кана, в его нижней части вырезаны фигурки рабов двух завоеванных королевств. У статуи короля Беханзина, предпоследнего правителя страны, вместо человеческого туловища голова и тело акулы: он вошел в историю тем, что воевал против Франции и умер в изгнании. Рядом на постаменте находится металлический алтарь «синука», в нем хранятся воспоминания предков. Эти и еще 22 артефакта спустя более чем 100 лет заточения возвращаются из Франции в Бенин, называвшейся до колонизации государством Дагомея.
Писать о победе Мати Диоп на Берлинском кинофестивале с документальной картиной «Дагомея» можно только в контексте смотра. В 2023 году в двух конкурсных программах Берлинале не было ни одного фильма из Африки — в 2024 году два в основном конкурсе (вместе с «Дагомеей» отобрали еще очень слабую ленту Абдеррахмана Сиссако «Черный чай»). Даже если предположить, что документальная работа Диоп попала на смотр и получила награду по причине председательства в жюри Лупиты Нионго, то стоит критиковать не актрису, а спорные кураторские решения программного директора Карло Шатриана. Шатриан, руководивший до Берлина кинофестивалем в Локарно, оказался крайне непопулярен, хотя на него были возложены громадные надежды. Он пришел на замену Дитеру Косслику (программный директор Берлинале с 2001 года по 2019-й), которого критиковали за чрезмерное количество фильмов-участников фестиваля и отсутствие хитов. Карло Шатриан еще сильнее усугубил положение: он создал вторую конкурсную программу «Встречи», а в основную начали попадать знакомые ему по смотру в Локарно режиссеры. Громких премьер за последние годы в Берлине не было: в 2023 году одним из центральных событий стала немецкая премьера драмы «Тар», впервые показанной на Венецианском кинофестивале. Про крайне сомнительные кураторские решения Карло Шатриана можно говорить долго, но участие «Дагомеи» в основном конкурсе — прямой результат его работы.
Мати Диоп сняла кино на важную тему, но раскрыла ее по касательной. Реституция культурных объектов Франции в Бенин — ценный кейс для мировой истории. Сам факт того, что страна с колониальным прошлым признала свои ошибки и решила вернуть награбленное, большой прогресс и начало множества подобных сюжетов. В «Дагомее» Диоп показывает, как люди счастливы воссоединиться с наследием предков, как они вышли на улицы, чтобы встретить приезд шедевров на родину. Она также снимает первых гостей дворца президента, где выставляются шедевры, и открытые дискуссионные панели, где студенты критикуют европейский концепт музея и политику Франции.
Информационный аспект «Дагомеи» — это самая слабая часть фильма, потому что в снятых будто для телевидения кадрах нет ничего кроме банальностей, выбранные герои произносят лозунги, никак не развивающие постколониальный дискурс. Талант документалиста в том, чтобы вычленить из жизни что-то новое, показать окружающую нас реальность под новым углом — у Диоп это получается редко.
Интересны сцены в Париже, где работники музея на набережной Бранли упаковывают статуи — они их держат так, будто деревянные создания вот-вот оживут и сбегут из их рук. То, что фигуры королей живы, режиссерка подчеркивает закадровым голосом одного из духов, так долго ждавшего возвращения домой: он говорит о запахах родного места, реинкарнациях, сообщает о тайной борьбе древних сил.
В дебюте авторки «Атлантика» призраки мужчин, утонувших в море в попытке перебраться из Дака в Испанию, ночью возвращались к своим женщинам — в «Дагомее» мотив неупокоения душ повторяется, но не имеет развития. Отсутствие какой-либо прогрессии в работе Мати Диоп показывает, насколько неопытна режиссерка в обращении с документальным кино: она лишь смогла запечатлеть важный исторический момент реституции сокровищ в Африку, но не сделала выводов. А ведь именно рефлексия и ценна в разговоре на столь сложную и многогранную тему.
Я так понимаю, что документалка победила в основном конкурсе? Ну это конечно совсем уже политическое решение. ...И это во вред кино, ведь поощряются не самые лучшие работы, которые двигают кинематограф, а самые "правильные", что будет порождать негативную практику делать не качественно, а согласно повестке.