«Игра в имитацию» по-китайски.
Юный гений Цзиньцзен (Лю Хаожань) всегда отличался от сверстников нелюбовью к социализации и страстью к сложным арифметическим задачам. Будучи сиротой, парень жил с толкователем снов, который научил его не просто объяснять сновидения, но и отличать послания Морфея от реальности с помощью ловкого трюка: нужно лишь проверить, включается ли свет. Поступив в университет, Цзиньцзен моментально очаровал профессора Лисевича (Джон Кьюсак), решив уравнение, на которое даже самые талантливые студенты тратили целый год. Так началось знакомство наставника и ученика, с годами переросшее в противостояние.
Исторический триллер режиссера Чэнь Сычэня делит мир не только на «красное» и американское, но и на реальное и сновидческое. Превращение Цзиньцзеня из сироты с гениальными способностями в одного из главных теневых героев молодого коммунистического Китая происходит на фоне постоянных скачков протагониста между миром закрытой военной базы и снами монструозных масштабов. Дело в том, что шифровальщик товарища Мао использует путешествия по сновидениям как способ щелкать американские коды как орешки. И, так уж получилось, на другой стороне океана противостоит Цзиньцзеню его бывший учитель Лисевич.
Примечательно, что борьба двух мощнейших разумов поколения подается не как столкновение истинного патриота со зловещим врагом нации, а как своеобразная игра в шахматы (в которой тем не менее Лисевич немного мухлюет). Цзиньцзен уважает противника, а тот хоть и завидует успехам ученика, но изо всех сил старается не отставать в благородстве. При этом основная сюжетная линия, в которой Китай сражается за суверенитет с капиталистическими Штатами посредством толпы шифровальщиков с нездоровым цветом лица, оставляет горькое клюквенное послевкусие.
«Декодер» — безусловная агитка, яркое пропагандистское кино, способное вселить в сердца патриотов праведную ярость, а недоброжелателей повергнуть в определенного рода шок: Китай за последнее десятилетие достиг невероятных качественных высот в создании подобного рода контента. Триллер Чэнь Сычэня (к слову, одного из самых «собирающих» китайских режиссеров) радует глаз невероятной картинкой — эпизоды в реальном мире смотрятся живо, а сцены, где Цзиньцзен попадает в сновидения, легко оставляют далеко позади и Дени Вильнева с его статуями из «Бегущего по лезвию 2049», и Тимура Бекмамбетова со знаменитым проездом колеса обозрения по московским улицам.
Но если взглянуть на «Декодер» в отрыве от визуального пиршества, останется стандартная история полубезумного гения с мощным патриотическим зарядом. Главная проблема протагониста — не страшный секрет, как в «Игре в имитацию», и не надвигающееся помешательство, как в «Играх разума», а империя зла, замышляющая против Китая козни, и отсутствие у страны ядерной бомбы. А препятствиями на пути Цзиньцзеня выступают компьютеры, используемые Штатами для шифрования, и его собственная гениальность: ведь в конце концов герой понимает, что нет ничего, что нельзя было бы решить с помощью карандаша, блокнота и пары сотен ответственных товарищей.
Заряд принципиально новых впечатлений «Декодер» зрителям не подарит. Но точно порадует прекрасной картинкой, выдающимися спецэффектами и все такой же блестящей игрой Джона Кьюсака, пусть актеру и вручили не самую крупную роль. А если воспринимать фильм Чэнь Сычэня как историю о превращении одаренного студента в винтик государственной машины, то и какую-никакую мораль из ленты извлечь получится.