Лили Джеймс, Джо Кири, Уиллем Дефо и Альба Рорвахер в фильме – участнике основного конкурса Венецианского кинофестиваля.
Сёстры Ирис (София Паницци) и Мимоза (Ребекка Антоначи) очень любят кино и почти каждые выходные ходят с матерью (Кармен Поммелла) в кинотеатр. После одного из сеансов Ирис замечает Рикардо (Андреа Оттави), агента студии Cinecitta. Он предлагает девушке сняться в массовке одного из фильмов, что сейчас в работе, — пеплума на древнеегипетскую тему с Жозефиной Эсперанто (Лили Джеймс) в главной роли. После не слишком долгих родительских увещеваний Ирис отправляется на пробы, а с ней и Мимоза. Как часто бывает, тот, кто идёт «за компанию», добивается гораздо большего успеха, чем те, кто ставят по-крупному. И пока Ирис действительно играет в массовке, Мимоза с головой окунается в закулисную жизнь кинозвёзд.
«Долгожданный рассвет» — не просто красивое название, большая часть нового фильма Саверио Костанцо действительно укладывается в один никак не заканчивающийся день. Мимозу, девушку без особых амбиций, сначала затаскивают на съёмочную площадку, затем на торжественный ужин, а после даже на некое подобие афтерпати. На каждом из этапов она силится уйти, но каждый раз что-то её удерживает. Роскошные интерьеры, взбалмошные звёзды (среди которых можно встретить Джо Кири и Альбу Рорвахер), всё новое, яркое, блестящее — ожидающая не то за стеной павильона, не то дома в крохотной квартирке мать не выдерживает конкуренции с внезапно открывшимся для девушки новым миром. Лицевая сторона индустрии Мимозу восхищает, изнанка — разочаровывает, кажется, так и должно быть. Одним днём актриса поневоле переживает рассвет и закат собственной карьеры. Но только с началом следующего солнечного оборота девушка понимает, что произошло, и наконец возвращается домой.
Несмотря на всю невероятную фактуру, «Долгожданный рассвет» поражает обилием упущенных возможностей. Костанцо погружается в Рим 1950-х, ведёт героев на съёмочную площадку, пропускает в самую гущу событий. Кажется, с такими грандиозными вводными зрителя скучать заставить невозможно, но, к сожалению, только кажется. Картонные характеры, неоправданные длинноты, сюжетная арка, более подходящая дневному телесериалу, чем конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, — минусы можно перечислять долго. Но более всего раздражают попытки сыграть на поле Феллини вкупе с периодически прорывающимся ни к чему не ведущим неймдроппингом — все имена повисают в воздухе. Как и начальная сцена картины, солидные шесть минут, оборачивающиеся концовкой фильма, который Ирис и Мимоза смотрят в кинотеатре с матерью. За все следующие почти два часа хронометража черно-белый фрагмент не разворачивается в метафору, не двигает сюжет, не служит комментарием. Он просто есть, и всё, как и очень многие другие составляющие «Рассвета», вроде как связанные, но без каждой из которых можно было бы обойтись. Буквально от первой до последней минуты — претенциозно-сюрреалистичный финал с олицетворяющим индустрию тигром, который может разорвать любого, тоже выглядит совершенно необязательным.
Саверио Костанцо прославился в первую очередь «Голодными сердцами» с Адамом Драйвером, в каком-то смысле предтечей «Брачной истории» Баумбаха, а затем на долгие годы посвятил себя сериальной экранизации романов Элены Ферранте. «Долгожданный рассвет» — первая картина Костанцо за почти 10 лет. Грандиозный авторский замысел разбивается о неудачную реализацию. «Рассвет» похож на очень многие фильмы одновременно и проигрывает им всем. На любви к Риму и подражании Феллини построена «Великая красота» Соррентино. «Вавилон», образцовое полотно об изнанке индустрии, вышел чуть более года назад. Если вспоминать ленты, укладывающиеся в жанр «одной безумной ночи», то сразу приходит на ум «После работы» Скорсезе. Список ориентиров виден сразу, но все они для Костанцо оказались не просто далеки, а абсолютно недосягаемы. Досадная неудача амбициозного режиссёра.