Наказание без преступления от режиссера «Точки кипения» Фила Барантини.
«Дом-ловушка» — скромный британский триллер Фила Барантини, неравнодушного к производственным историям. До этого режиссер выпустил полицейский процедурал «Ночные вызовы» и гастрономический триллер «Точка кипения» о замученном поваре и его команде. Новая работа Барантини вновь рассказывает про человека, доведенного до крайности, но на этот раз против него работает не время, а само общество.
Главный герой Гарри (звезда «Сексуального просвещения» Чанил Кулар), молодой человек арабского происхождения, едет на поезде из Лондона в пригород к родителям. В дороге происходят две странные вещи: сперва на эскалаторе он мимолетно замечает парня, одетого в похожую одежду, включая бейсболку и рюкзак, а уже непосредственно в поезде телефоны всех пассажиров настигают срочные новости. Оказывается, что на вокзале, откуда они отчалили, только что произошел теракт, унесший жизни десятков людей. Пассажиры шокированы и растеряны, а чувство благодарности за свою чудом спасенную жизнь смешивается с горечью и злостью на преступника.
У родителей, которые просят Гарри присмотреть за домом во время их отсутствия, герой надеется немного отдохнуть. Тем более что Интернет работает плохо, вокруг на несколько миль никаких развлечений, а комната детства осталась неизменной и ощущение дома никуда не испарилось. Когда родители уезжают, Гарри созванивается со своей девушкой Хлоей (Лорин Аджуфо), которая замечает, что в новостях показали первый снимок подозреваемого террориста. На кадре мужчина невероятно похож на Гарри, но сходство скорее забавляет пару.
Иначе к снимку относится бывшая одноклассница героя. Девушка без лишних раздумий выносит свои подозрения в Сеть: «Надо же, а ведь подозреваемый — просто копия чувака, которого я знала». Раззадоренная и охочая до сенсаций толпа мгновенно подхватывает ее слова и требует назвать имя парня. Девушка соглашается, хоть и уточняет, что не уверена в виновности. Но анонимным детективам из соцсетей уже не интересно, права она или нет. Им предоставили добычу — начинается охота. Сотни хэштегов разносят пост девушки в десятки пабликов, и вот уже публикация оказывается в вечерних новостях. Официально версию никто не подтвердил, но рейтинги тоже сами себя не сделают, и имя Гарри выносится в эфир. Последняя капля напряжения выливается в намерение двух агрессивных незнакомцев разыскать «этого араба» Гарри, ворваться в дом его семьи и линчевать собственными руками.
Сюжетов о пагубном влиянии СМИ и соцсетей современное кино знает немало, но редко авторские рассуждения оказываются по-настоящему вдумчивым размышлением. Часто тема оказывается всего лишь побуждающим фактором истории, трансформирующимся из серьезного анализа в чисто жанровый аттракцион. Но случаются и счастливые исключения. Например, драма «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, снятая по одноименному роману писательницы Гиллиан Флинн. Картина, как и книга, старалась проследить цепочку возникновения в медиа сенсации, которая попадает на первые полосы газет и звучит во всех выпусках новостей, и того, как на нее реагирует общественность.
«Дом-ловушка» (в оригинале картина называется Accused, то есть «Обвиненный») тоже старается исследовать, как телевидение и социальные сети влияют на наше восприятие информации. Хотя, забегая вперед, стоит честно признать, что до масштаба более хитро и ловко устроенной «Исчезнувшей» фильм не дотягивает.
Оказавшись один на один с нарастающей угрозой, герой Кулара сперва теряется. Стоит ли написать в своих соцсетях опровержение? Услышат ли его в этой общественной истерии? Кому звонить, если даже любимая девушка начала бросать трубку, а полиция отказывается реагировать на вызов, ссылаясь на сверхзагруженность? Но пока представители правопорядка медлят, самоорганизовавшиеся мстители уже мчат на всех парах к дому Гарри, вооружившись бейсбольными битами и тяжелой арматурой.
И хотя местами картина напоминает еще один фильм Финчера — герметичный триллер «Комната страха», — герои обоих проектов реагируют на внешнюю угрозу по-разному. В то время как героиня Джоди Фостер действовала незамедлительно, Гарри в первые минуты даже не спохватился проверить, закрыты ли все двери и окна. Только когда камеры внешнего наблюдения фиксируют на территории посторонних, а собака начинает неистово лаять, он вспоминает о банальных мерах безопасности. Но его дом все же не крепость, а личная нерасторопность только играет на руку одичалым линчевателям.
Как жанровая история «Дом-ловушка» выглядит неплохо, хоть ему и не хватает находчивости тех же «Забавных игр», «Мыса страха», «Судной ночи» и других страшных историй про внезапное вторжение в чужой дом. Но как злободневное размышление про распаленных ненавистью людей, взявших в руки оружие, история работает. Более того, кажется, что режиссер Барантини намеренно фокусируется исключительно на теме распространения информации в современном мире. А также на том, кто нам новости поставляет и к каким действиям они нас побуждают.
Сам постановщик выносит неутешительный вердикт: то, что создавалось как дополнительный способ коммуникации, превратилось в разобщающую чуму, заразиться которой может каждый. По версии режиссера, никакой панацеи нет, и спасут тебя не оправдательные речи, а быстрые ноги. Run boy run, как пел Woodkid: беги и не оглядывайся, а еще не читай ленту перед сном.