Воспоминания о нелегальной организации 1960-1970-х, которые как никогда прежде коррелируют с современностью.
«Можно поговорить с Джейн?» — тысячи людей задавали этот вопрос, позвонив по номеру из объявления в надежде получить помощь. Никого на том конце провода не звали Джейн. Это кодовое имя, впоследствии ставшее официальным названием подпольной группировки в Чикаго. Активистки занимались консультацией и направляли беременных к тем, кто сможет безопасно провести аборт (позже участницы движения сами начнут делать процедуру). В документальном фильме женщины вспоминают молодость и рассказывают подробности «преступной» деятельности.
Конец 1960-х — начало 1970-х годов. Верховный суд еще не принял историческое решение «Роу против Уэйда», защищающее право женщин на аборт. Это вовсе не означает, что деторождение стремительно возросло. Закон вынуждал беременных обращаться к мафии или же самостоятельно избавляться от плода. Несложно догадаться, чем это могло закончиться: кровотечение, травмы, смерть. Положение было столь плачевным, что в больнице имелось специальное отделение для тех, кто попал в неотложку после отчаянной попытки прервать беременность. Иными словами, женщины умирали, просто потому что были женщинами.
Период, когда участницы движения занимались активизмом, — время общественного мятежа и молодежного бунта. Улицы американских городов переполнены протестующими против войны во Вьетнаме, Мартин Лютер Кинг возглавляет движение за гражданские права, а знаменитая «Чикагская семерка» вот-вот услышит приговор судьи. На этом фоне женский вопрос оставался на задворках повестки. Активистки рассказывают, как на всевозможных студенческих собраниях тема аборта никого особенно не интересовала. Да чего уж там говорить, девушкам в целом не давали как такового права голоса.
Ирония в том, что пока женщин недооценивали, они этим пользовались и свободно нарушали закон. По воспоминаниям героинь, полиция и представить себе не могла, что аборты могут делать не профессиональные врачи в белоснежных халатах (в то время большинство из них были мужчинами), а обычные общественные деятельницы. По этой причине о каком-либо серьезном преследовании и речи быть не могло. Впрочем, стоило кому-то из набожных родственников клиентки подать жалобу, как лавочку тотчас пытались прикрыть. Но и здесь удача была на стороне девушек-Джейн — до окончательной легализации медицинской процедуры оставалось потерпеть совсем немного.
Вспоминая бурную молодость, героини документального фильма облегченно вздыхают, что кошмар небезопасных методов и страх перед правительством остались позади. Смотреть на это сейчас без содрогания попросту невозможно: ровно месяц назад Верховный суд США отменил легализацию абортов на федеральном уровне. Не будем гадать и делать прогнозы (безусловно, скорее мрачные) о том, что будет дальше с американками. Вместо этого вновь обратимся к прошлому и повторим слова женщины, которая выступала перед толпой жаждущих иметь право выбора: «Поддерживаете вы аборты или нет, нелегальные аборты делают каждый день. Но аборты нельзя оставлять шарлатанам и мясникам».