Неуловимый вор в маске пытается украсть розовый бриллиант и встречает любовь.
В выдуманном городе Клервилль неуловимый вор Дьяволик (Лука Маринелли) снова и снова уходит от полицейских погонь. Основной противник преступника — инспектор Гинко (Валерио Мастандреа) — в бешенстве. Дьяволик разъезжает на шикарной машине, а в его спрятанной от посторонних глаз берлоге полно хитроумных гаджетов. Он всегда на шаг впереди правоохранительных органов. Кажется, зачастую Дьяволик грабит банки и богачей не ради денег, а из спортивного интереса. Каждое новое дело — челлендж. Никто не знает, как выглядит вор, — на нём всегда обтягивающее чёрное трико и маска. В город прибывает только что овдовевшая Ева Кант (Мириам Леоне) — классическая «девушка Бонда». Она владеет знаменитым розовым бриллиантом. Инспектор Гинко уверен, что мимо такой драгоценности Дьяволик никак не может пройти. Полицейский хочет использовать Кант в качестве приманки и предварительно расставить ловушки. Инспектор не учёл одного — возможного романа Дьяволика и леди Кант. А их двоих уже никто не может остановить.
У Дьяволика как персонажа богатая литературная и кинематографическая история. Впервые герой появился на страницах одноимённого итальянского комикса в 1962 году. Его придумали сёстры Анджела и Лучиана Джуссани, вдохновлявшиеся при создании внешностью актера Роберта Тейлора и образом Фантомаса. На родине комиксы о Дьяволике продолжают выпускать и сегодня, вышло уже более 800 томов. Кроме того, про популярного героя сделали мультсериал и даже радиошоу. А в 1968-м Марио Бава, один из главных режиссёров жанра джалло, снял первый фильм о приключениях талантливого вора.
Нет никаких сомнений, что для итальянской культуры Дьяволик — знаковый персонаж. В остальном мире, в том числе в России, такой народной славой грабитель не обзавелся. Возможно, новая адаптация поможет герою выйти за пределы статуса локального явления. Создатели картины, видимо, убеждены в успехе, потому что в производстве уже находятся вторая и третья части приключений Дьяволика.
До кинокомикса режиссёры Антонио и Марко Майнетти снимали криминальные фильмы о современной Италии. С большим бюджетом (а у «Дьяволика» он составляет 11 миллионов евро — солидная сумма для европейского кино) ранее они не работали.
Дьяволик — герой из 1960-х. В это же время разворачивается и действие фильма. Режиссёры тщательно воссоздают эпоху, особое внимание уделяя центральному персонажу. Он мчится на стильном «Ягуаре», прячется от полиции в подземных убежищах, его костюм выглядит олдскульно — что-то в этом есть. Леди Кант успевает примерить с десяток платьев, в то время как инспектор Гинко не меняет одеяния. Ностальгирующие по классике зрители могут подумать, что попали в мир «Шербурских зонтиков».
«Дьяволику» от 1960-х достался и неторопливый ритм повествования. В фильме обладатели сейфов долго и подробно рассказывают, как устроена хитрая конструкция очередного шедевра сталелитейной промышленности, чтобы неуловимый вор в несколько ходов его взломал. Основной приём вора (помимо современного технического оснащения) — возможность принимать вид любого человека, он хамелеон. Преступник изготавливает маску интересующего работника отеля или даже заместителя министра, и уже никто не в состоянии сказать, где оригинал, а где качественная подделка. К середине фильма один и тот же повторяющийся манёвр утомляет. А когда Дьяволик выглядит как актёр Лука Маринелли (исполнитель главной роли в драме «Мартин Иден» Пьетро Марчелло), ничего выдающегося в нём нет. Пусть он и одет всегда с иголочки, разумного объяснения, почему женщины виснут на нём, нет. Просто старомодному главному герою положено быть таким. Дьяволик не харизматичен, у него нет своей изюминки. Большую часть экранного времени великий преступник ходит с непроницаемым лицом, заставляя окружающих персонажей и зрителей гадать, что всё это значит. Выглядит очень таинственно! А сцены с участием леди Кант и обольстительного вора и вовсе напоминают рекламу дорого парфюма или одежды люксового бренда: герои обнимаются и целуются на яхте посреди небесно-голубого моря, а камера нехотя и неторопливо взмывает вверх, оттягивая момент расставания со столь прекрасной парой.
Дьяволик как персонаж вобрал в себя черты более известных героев: это и уже упомянутый Фантомас, и Джеймс Бонд, и Бэтмен, и инспектор Гаджет. Кажется, своего у него ничего нет. Или же нужно предварительно прочитать 800 томов приключений, чтобы оригинальность персонажа хоть как-то проявилась. Дьяволик — обычный человек, у него нет никаких сверхспособностей: от «Мстителей» в наследство достался разве что внушительный хронометраж — ну не может уважающий себя кинокомикс длиться менее двух с копейками часов. Вот и братья Майнетти не удержались.
Итальянской картине не хватает не только скорости развития событий, но и самоиронии. Фильм напрочь лишён юмора. Все персонажи участвуют в олдскульном шпионском боевике с очень серьёзными лицами, в «Агентов А.Н.К.Л» играть никто не собирается. «Дьяволик» и сейчас выглядит как пародия на всё и сразу, но будь картина в первую очередь комедийной, то смотрелась бы выигрышнее.