Документальная картина о жизни и трагической смерти Эдриенн Шелли.
Эдриенн Шелли справедливо считается иконой инди-кино. За столь короткую карьеру она успела посотрудничать с Хэлом Хартли – значимой фигурой в американском независимом кино 1980-1990-х годов. Но помимо актерской карьеры Эдриенн также искала себя в режиссерской профессии. Она сняла несколько короткометражных и полнометражных работ, среди которых особенно выделяется трагикомедия «Официантка». К сожалению, Шелли не дожила до премьеры своего фильма. Ее нашли повешенной на простыне в собственном офисе, а после было доказано, что произошло убийство. Документальная лента, снятая мужем Эдриенн, представляет собой трепетный рассказ о жизни, карьере и смерти женщины, которая, несомненно, опередила свое время.
Энди Острой, супруг Эдриенн, останавливается рядом с огромной очередью на бродвейское шоу. Люди собрались посмотреть мюзикл «Официантка», который, в свою очередь, основан на фильме 2007 года. Энди осторожно спрашивает людей: знают ли они, кто такая Эдриенн Шелли? Немного подумав, никто из них так и не отвечает утвердительно. Пожалуй, это одна из самых больших несправедливостей в кинематографе – молодая актриса и начинающая режиссерка канула в Лету, несмотря на то что ее наследие продолжает жить. Задай этот же вопрос людям в условной Москве или Санкт-Петербурге, вряд ли наберется большая группа, знающая историю Шелли. Хэл Хартли сумел увековечить ее мягкий проникновенный взгляд в таких картинах, как «Доверься» и «Невероятная правда», но облик Эдриенн рассыпается на несколько провальных фильмов 90-х, а ее попытки реализоваться в качестве режиссера остались где-то на задворках жесткого шоу-бизнеса.
Большинство документальных фильмов, основанных на истории рано ушедших звезд, сосредотачиваются на роковом дне смерти. Энди Острой, будучи режиссером и продюсером картины, конечно же, не обходит стороной день убийства своей жены и пытается реконструировать болезненные моменты, когда он в последний раз видел любимую женщину, когда нашел ее тело, когда пытался отыскать виновника. Но самым главным в проекте является не какая-то детективная составляющая и попытки узнать мотивы убийцы (хотя, конечно, не без этого), а осмысление творчества молодой женщины, которая хотела так многое сказать этому миру.
Так в чем же заключается особенность ее режиссерского голоса? Чего она хотела? И кто такая эта Эдриенн Шелли? Еще до движения #MeToo актриса высказывалась в интервью о том, насколько ее сексуализируют и не дают роли, потому что какому-нибудь продюсеру может не понравиться форма ее груди. В какой-то степени Хэл Хартли стал ее вдохновителем. Поняв, что его работы отличаются от мейнстрима и как сильно в них ощущается его почерк, Шелли решила сама сесть в режиссерское кресло. Она точно знала, чего хочет и что хочет показать на экране. Будь то женщина в депрессии, не понимающая эту жизнь, или же молодая мать, планирующая побег от мужа-тирана, – эти лишенные голоса люди вышли на первый план в фильмах Шелли. Феминистский мотив и гармоничное соединение драматических элементов с комедией делают работы режиссерки столь важными и, увы, недооцененными современниками.
Безусловно, мы можем говорить, что сегодня произошло множество изменений – как минимум женщин все чаще начали замечать на престижных фестивалях. Сексизм и предвзятость никуда не делись, но хочется верить, что небольшое наследие Эдриенн Шелли помогло другим кинематографисткам поверить в свои силы. Ее едва начавшееся дело продолжил муж – он создал фонд поддержки для женщин, занимающихся режиссурой. История актрисы, которая до конца боролась за право быть режиссером, прерывается слишком рано, но она же оборачивается воодушевляющим посланием для другого поколения молодых девушек и женщин, у которых все еще впереди.