Две мормонки в гостях у Серого Волка.
Две проповедницы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — молчаливая Барнс (Софи Тэтчер) и рефлексирующая Пэкстон (Хлоя Ист) — отправляются в очередной тур по поиску последователей. Промозглый ветер заносит девушек к маленькому викторианскому домику, расположенному в глубине густого сада. Его хозяин мистер Рид (Хью Грант) — седовласый интеллигент в клетчатом джемпере — приглашает юных миссионерок на чай с черничным пирогом, а те соглашаются. Уютная беседа о важности религии, в частности мормонства, омрачается провокационными заявлениями Рида, который, по всей видимости, затеял с гостьями какую-то игру. К тому моменту как Барнс и Пэкстон понимают, что надо бежать, становится слишком поздно.
Вышедший в постхэллоуинский период «Еретик» мог бы идеально вписаться в календарное Рождество. Вопреки заявленному жанру, новое творение Скотта Бека и Брайана Вудса — кино экзистенциальное, если даже не философское — предлагает зрителю захватывающий, неловкий, а местами абсурдный разговор о религии, проводя параллели с поп-культурой и даже настольными играми. Бек и Вудс, которые до этого момента были известны преимущественно как сценаристы громкого хоррора «Тихое место» и режиссеры провального научно-фантастического экшена «65», впервые отошли от так называемого «молчаливого» кино, зайдя на территорию условного мамблкора. То, что «Еретик» — фильм по большему счету разговорный, становится понятно еще на этапе трейлера, однако никто из создателей не говорит о том, что это его лучшая часть. В недавнем интервью Variety Бек и Вудс признались, что тяжеловесные монологи персонажа Хью Гранта писались по мотивам их собственных дружеских дискуссий. Возможно, именно по этой причине реплики ощущаются такими живыми и цепляющими. В какой-то момент игра мистера Рида выходит за пределы экрана — и вот уже сами зрители задаются вопросом «почему», ставя под сомнение нравственность религии и само существование Бога.
Бек и Вудс, к их чести, не остаются в «серой зоне» надолго: после пары убедительных панчлайнов и забавных отсылок к Лане Дель Рэй и Джа-Джа Бинксу мистер Рид теряет последние остатки клетчатой уютности, превращаясь в тривиального психопата — не хуже Джеймса Мориарти Эндрю Скотта и Ганнибала Лектера Мадса Миккельсена, но и не лучше. Бывший ловелас Хью Грант — сам по себе лучший пиар-ход «Еретика» и, вероятно, единственная существенная причина фильм смотреть. Актер, который, по собственному признанию, вошел во «фрик-шоу-эру» карьеры (сложно забыть его забавное перевоплощение в Умпа-Лумпу в «Вонке»), продолжает исследовать темную сторону человеческой души. Важно отметить, что мистер Рид — далеко не первый антагонист в его фильмографии. Номинально моральная деградация персонажей Хью Гранта началась еще в «Дневнике Бриджит Джонс» (Дэниэл Кливер — тот еще подонок), однако первый настоящий злодей в исполнении актера случился лишь в «Облачном атласе», затем последовали не менее мрачные роли в «Паддингтоне 2» и, например, «Подземельях и драконах: Честь среди воров». К началу работы над «Еретиком» Хью Грант окончательно освоился в образе «плохого парня», о чем говорит его невероятная непринужденность в кадре: злобная ухмылка и британский акцент — идеальное комбо!
Увы, с началом третьего акта заданный интеллектуальными беседами темп «Еретика» значительно снижается, занимательные метафоры сменяются околесицей и играми в «кошки-мышки». Создается ощущение, что Беку и Вудсу не хватило запала на два часа — вывести историю в небанальное жанровое русло не получается, «Еретик» скатывается в среднестатистический бюджетный хоррор про жертву и маньяка. Даже симпатичная стилизация — символичная симметричность и оптические иллюзии в кадре, подчеркивающие двойственность всего происходящего, – со временем теряется. Не уходит только азарт Хью Гранта, который, как истинный джентльмен, тащит фильм до самого конца.
При любом раскладе «Еретик» — достойная работа над ошибками Бека и Вудса после откровенно провального «65», который чуть не поставил крест на их творческой карьере. Симптоматично, что новый проект сценаристов коснулся темы религии. В будущем оба планируют опустить якорь у причала разговорного кино, что должно вызывать некоторое зрительское доверие, особенно если их следующий фильм также будет с участием Хью Гранта.
Подробнее о работе Хью Гранта над ролью мистера Рида читайте в нашем интервью с актером.