Пропагандистский манифест, выдающий себя за важный биографический фильм
30-е годы. Уэльский журналист Гарет Джонс триумфально берет интервью у нового канцлера Германии Адольфа Гитлера, а затем получает должность советника лидера британской оппозиции Дэвида Ллойда Джорджа. Так уж вышло, что счастье было недолгим. Великая депрессия разрушила мир капитализма, а вместе с ним и перспективную карьеру Джонса. Получив странный телефонный звонок от приятеля из Москвы, Гарет оформляет визу в СССР, но слишком поздно: его друг погиб при загадочных обстоятельствах. Знакомство с просталинским корреспондентом New York Times Уолтером Дюранти выводит Джонса на министра иностранных дел Литвинова, который отправляет его в Харьков – оценить советские оборонные предприятия. Однако пронырливый журналист вовсе не жаждет писать о величии союзной инженерии, вместо этого он приезжает в богом забытую деревушку, чтобы доказать факт голодомора на Украине.
Польский режиссёр Агнешка Холланд, известная многим сентиментальной драмой об отношениях Верлена и Рембо, продолжает все глубже уходить в политику. Ее предыдущая работа – околодетективный сериал «1983» – была попыткой переосмыслить историческое прошлое своей страны. В своей новой псевдобиографической драме «Гарет Джонс» Холланд замахнулась на историю чужой. Совместно с Украиной в производство ушла картина о жизни выдающегося уэльского журналиста Гарета Джонса, который сумел рассказать всему миру о геноциде украинских крестьян, факт которого до сих пор остается под вопросом. В то время статья Джонса вызвала широкий общественный резонанс, образ идеальной державы был сильно подорван, жизнь самого журналиста висела на волоске. Через два года после публикации резонансного материала он был похищен бандитами из Внутренней Монголии и жестоко убит. Гарет Джонс всегда считался на Украине героем – неудивительно, что именно сейчас, в контексте обостренной геополитической реальности, было принято решение снять фильм о его смелом подвиге и как бы между прочим напомнить миру о темном советском прошлом.
Однако в какой-то момент что-то пошло не так, и вместо оды прославленному журналисту и обличения грехов советской власти у Холланд вышла страшная сказка о злых сталинистах, уничтожающих бедных украинских крестьян. Слишком многое в этой картине передернуто, вывернуто наизнанку, а в некоторых случаях и вовсе доведено до абсурда – советская Москва из параллельной реальности, пропитанная атмосферой конспирации, где каждый второй – тайный шпион или хотя бы энкавэдэшник. Умирающие от голода и холода украинские крестьяне и вовсе смотрятся как массовка, пришедшая из соседней студии. Апофеоз всей этой безвкусицы – надрывный хор украинских детей, поющих песню о Сталине, в ушах терзаемого муками совести главного героя.
По всей видимости, Агнешка Холланд поставила перед собой цель собрать все сорта клюквы, когда-либо использованные в западном кинематографе. Демонизация Советского Союза, представление его неким «механизмом зла», противостоящим отважному британскому журналисту, выглядит, мягко говоря, карикатурно, но никак не реалистично. Такое поверхностное и вульгарное кино в конкурсной программе Берлинале – неприятный сюрприз как для самих зрителей, так и для его жюри.