Ума Турман и Сэмюэл Л. Джексон отмывают деньги через галерею, вступают в сговор с гангстерами и открывают новое имя в современном искусстве.
Галеристка Патрис Капулло (Ума Турман) переживает не лучшие времена. Выставки не привлекают публику, а коллекционеры не спешат отдавать нажитые миллионы за полотна, которые она представляет. Женщина связывается с криминальной группировкой. Схема следующая: киллер Реджи (Джо Манганьелло) пишет картины и продолжает, как обычно, выполнять заказы клиентов, но те должны оплатить работу, покупая художественные работы. Галеристка выписывает чеки и забирает процент — все чисто, придраться не к чему. Патрис между тем не понимает, чем именно занимаются ее партнеры, наивно полагая, что новые знакомые — всего лишь наркодилеры. Совсем скоро загадочный художник по имени Пакетчик (такое прозвище было выбрано для убийцы, поскольку тот душит жертв с помощью полиэтиленовых пакетов) становится сенсацией в арт-мире. Любой уважающий себя коллекционер стремится купить работу подающего надежды художника.
«Искусство по понятиям» — подарок для поклонников Умы Турман и Сэмюэла Л. Джексона. Блестящий дуэт вновь оказывается на одном экране и снова в криминальной ленте. Только в режиссерское кресло на этот раз сел не Квентин Тарантино, а актриса и начинающая постановщица Николь Паон. Более того, в фильме засветилась дочь Турман Майя Хоук — ей досталась роль молодой художницы. Знаменательный момент: первый раз мать и дочь снялись в одном проекте. Иными словами, «Искусство по понятиям» привлекает внимание в первую очередь звездным кастом. Впрочем, «Амстердам» Дэвида О. Расселла научил нас быть бдительными: не всегда актерский состав вытягивает слабый сюжет.
К счастью, у фильма настолько незатейливое повествование, что испортить его крайне сложно. Николь Паон соединила элементы динамичных гангстерских лент с сатирическим высказыванием об арт-индустрии. Коллекционеры готовы купить что угодно, если есть спрос и похвала критиков из престижных журналов. Галеристка способна интерпретировать любую абстракцию, чтобы продать лот за огромные деньги. А новым гением мира искусства между тем оказывается профессиональный убийца.
Фильм, как и работы в галерее Патрис, можно рассмотреть с нескольких сторон. «Искусство по понятиям» — насмешка над интеллектуальной прослойкой общества, которая с важным видом приобретает сложные для понимания картины и инсталляции. Это также изображение темной изнанки столь одухотворенной сферы: героиня Турман нюхает порошок в перерывах между выставками и готова на мошенничество ради больших денег. Но, несмотря на нелицеприятную картину арт-мира на сегодняшний день — как и завещал Энди Уорхол, искусство давно превратилось в коммерцию, — Николь Паон, кажется, настроена оптимистически. Именно новое увлечение помогает киллеру обнажить чувства и потаенные таланты. В абстрактных полотнах героя скрыты мрачные закоулки души, которые, очевидно, терзают преступника. И Патрис, будучи профессиональной галеристкой, как никто другой, способна отличить бессмысленную мазню от действительно концептуальной работы. Искусство в конце концов оказывается целительной силой, дарующей свободу грешнику и возможность начать новую жизнь. Согласитесь, звучит красиво.
«Искусство по понятиям» едва ли добилось бы хоть малейшего успеха без исполнителей главных ролей. Именно Турман, Джексон и Манганьелло — три кита, на которых держится лишенный новаторства сюжет. Создается впечатление, что артисты первой величины наслаждались процессом и совместным времяпрепровождением. Это теплое чувство не может не передаться и зрителю. Фильм, кажется, и не пытается быть чем-либо серьезным. Не ждите едкой критики, остроумных диалогов или впечатляющих разборок бандитов. Будьте готовы к абсолютному расслаблению и довольно неожиданной концовке (оригинальное название картины The Kill Room будет раскрыто в финале!). «Искусство по понятиям» — сугубо развлекательное кино со слабой попыткой поиронизировать на тему современного искусства и общества в целом. Подобное включают не в программу европейских фестивалей, а в пятницу вечером для перезагрузки мозга. И в этом его прелесть.