Один из главных хидден-джемов 2023 года.
В канадском Квебеке начинается скандальный судебный процесс против садиста Людовика Шевалье (Максвелл Мак-Кейб Локос), который пытал до смерти трех несовершеннолетних девочек. Все происходящее Шевалье транслировал в прямом эфире для пользователей даркнета. И, несмотря на многочисленные улики, многие убеждены, что Шевалье на самом деле невиновен, а прокуратура просто пытается закрыть сложное дело. Главная героиня — модель Келли-Энн (Жюльетт Гарьепи) — внимательно следит за происходящими событиями, подмечая малейшие детали. В конце концов она решает начать собственное расследование и отправляется на поиски пропавшего в даркнете видео с убийством третьей девушки, которое может пролить свет на причастность Шевалье.
Режиссером «Красных комнат» выступил Паскаль Планте — канадский кинематографист без четкой жанровой принадлежности. Дебютной работой Планте стала любовная драма «Временные татуировки», его вторая картина «Надя, Баттерфляй» рассказывает о тяжелых буднях олимпийской пловчихи. «Красные комнаты» же изображают драму лишь в первом акте: снятый в документальной манере фильм имитирует классические судебные заседания, только вот в «Анатомию падения» в итоге не превращается. Да и оскароносным «В центре внимания» также казаться не пытается, хоть структурно ленты в чем-то и похожи: центровой точкой «Красных комнат» является независимое расследование, большая часть которого ведется на самой темной стороне даркнета — в настоящей кибергеенне, полной педофилов, наркодилеров и наемных убийц. При этом полноценным скринлайф-триллером «Красные комнаты» тоже не становятся, поскольку Планте большую часть времени избегает показывать зрителям то, что происходит на экране компьютера. И это в итоге становится главной фишкой фильма.
Келли-Энн можно назвать своего рода канадской версией Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона» — такое же подчеркнуто холодное лицо, стеклянный, практически безэмоциональный взгляд и социальная апатичность. Келли-Энн не похожа на типичного фаната тру-крайм — для этого в «Красных комнатах» существует другая девушка, бездомная Клементина (Лори Бабен), которая удачно контрастирует с главной героиней, подсвечивая ее сосредоточенную одержимость, беспристрастную поглощенность происходящими событиями. Большую часть фильма Келли-Энн — идеальный пустой холст, место сосредоточения зрительских проекций, провокатор и укротитель в одном лице. Ее действия, лишенные хоть какой-либо оценки, можно трактовать двояко, а странный интерес к громкому делу и вовсе принять за скрытую страсть к насилию и садизму. Впрочем, неопределенность героини — лишь один из элементов, которым Планте пользуется, чтобы взбудоражить фантазию аудитории.
«Красные комнаты» — поразительно тихий фильм для жанра кибер-хоррора: режиссер осознанно отказывается от привычных скримеров и джампскейров, громких звуков и графического насилия. В кадре не проливается ни одной капли бутафорской крови, мы никогда не увидим расчлененных тел погибших девочек, но мы услышим их крики. Впрочем, самый жуткий момент «Красных комнат» снят в абсолютном, тотальном молчании, гнетущий ужас которого объясняется лишь контекстом. Оставляя все самые кровавые события за кадром, Планте вновь дарит зрителю возможность проецировать на них что-то личное, максимально триггерное, выходящие за рамки визуального опыта режиссера, но остающееся в ночных кошмарах каждого отдельного индивидуума. Казалось бы, довольно бесхитростный и понятный художественный прием, которому тем не менее удается задеть за живое — во многом за счет привычки Планте изощренно подогревать интерес аудитории с помощью джамп-катов и невероятно интимной работы со светом.
«Красные комнаты» вполне можно назвать иммерсионным кино, основная цель которого — не просто рассказать историю, а максимально вовлечь в нее зрителя, сделать его частью мрачного аттракциона, большая часть которого будет сконструирована из его собственных страхов. Неизвестность пугает людей больше всего, а «Красные комнаты» делает все возможное, чтобы сохранить нас в ней максимально долгое время.