
Оригинальный, но жутко сумбурный #MeToo-триллер о домашнем насилии и терапии.
Девушка Люба (Алёна Митрошина) живёт с мужем-абьюзером. Он позволяет своему боссу приставать к жене на корпоративе ради продвижения по карьерной лестнице, постоянно уличает возлюбленную в изменах и нередко прибегает к физическому насилию. Однажды героиня решает, что с неё хватит, и отправляется к близким подругам Зое (Екатерина Соломатина) и Свете (Виктория Скицкая). А те, в свою очередь, сажают Любу в машину и едут на ретрит в российскую глубинку. На отдалённом острове, куда девушек доставляют на старой деревянной лодке, их встречают шаманы во главе с накачанным Данилой (вездесущий австрийский актёр Вольфганг Черни). Поначалу необычные духовные практики помогают Любе снять груз вины с плеч, но чем больше времени она проводит в общине, тем больше реальность сливается с фантазией: возможно, из семейного рабства девушка попала в другое, более безвыходное и безнадёжное.
После выхода эффектного боевика «Русский рейд» режиссёр Денис Крючков зарекомендовал себя как талантливый жанровый ремесленник. Если в прошлой работе он подражал виртуозному гонконгскому экшену, то в «Омуте» автор элегантно — и, возможно, не особо сознательно — заимствует приёмы хтонических фолк-хорроров, от «Плетёного человека» Робина Харди до «Апостола» Гарета Эванса. Униженная и оскорблённая Люба попадает в кошмарный сон: рядом с ней пляшут шаманы с оголённым Вольфгангом Черни, а уже через секунду девушка оказывается закопанной в землю по шею или отбивается в чаще леса от насильника. Через хитрые монтажные склейки фильм запутывает не только героиню, но и зрителя — поди разбери, что привиделось Любе в психоделическом сне, а что случилось на самом деле.
Там, где самоназванный мастер отечественного хоррора Святослав Подгаевский предпочитает эскапизм, русский фольклор и инфернальные джампскейры, режиссёр Денис Крючков и сценаристка Ольга Лоянич обращаются к актуальной социальной проблематике и эстетике постсоветских культов. Что домашнее насилие, что популярность сект — большие проблемы новой России. Но злободневный «Омут» выделяется на фоне большинства собратьев по жанру и визуально: в хтонических болотистых декорациях, шаманских ритуалах и параноидальных кошмарах хочется находиться как можно меньше. На островок, где обитают герой Вольфганга Черни и его приспешники, физиологически неприятно смотреть.
Другое дело, что «Омут» рушится от собственной схематичности. Герои здесь не личности, а персонажи-функции (хотя от такого кино ждёшь предельной честности и естественности). Да и сам фильм спустя полчаса головоломок превращается в одну большую затянувшуюся загадку. Сюжет строится по незамысловатой структуре: Люба пытается сбежать из лагеря, но каждый раз понимает, что заточена в одной большой фантазии. Крючков и Лоянич могли бы превратить завязку в выдающийся короткий метр, но вместо этого выпустили затянутое жанровое упражнение. Полезных идей и необычных приёмов много, но смотреть фильм не так интересно, как о нём рассуждать: на середине ловишь себя на мысли, что и сам застрял в каком-то кинематографическом омуте.
Природа и главная героиня интересные