Шпионский триллер с Колином Фёртом, история в основе которого, к сожалению, интереснее самого фильма.
Во Второй мировой вот-вот наступит переломный момент: союзные войска собираются высадиться на Сицилии и начать отвоёвывать Европу у нацистов. Есть одна серьёзная проблема: абсолютно всем, включая Гитлера с Муссолини, понятно, что атака произойдёт именно на итальянском острове. Перед британскими спецслужбами встаёт непростая задача: им нужно придумать, как обмануть нацистское руководство и заставить их поверить, будто настоящая цель высадки — Греция.
Пока начальство решает действовать проверенными методами, небольшой отряд во главе с бывшим королевским адвокатом Юэном Монтегю (Колин Фёрт) решается на авантюру. Их план — подкинуть к берегам нейтральной Испании труп якобы британского морского офицера, в чемодане у которого будет лежать фальшивое донесение об атаке на Грецию. Только нужно сделать всё так, чтобы у врага не было ни малейшего подозрения в подлинности бумаг и выдуманного военного.
Операция «Мясной фарш» — совершенно поразительный и абсолютно реальный эпизод Второй мировой, возможно, лучше всего показывающий, как много всего происходит за кулисами масштабных полевых сражений. Снять фильм об этой истории кажется беспроигрышной идеей. Столько накала, столько драмы, столько ярких деталей: поиски подходящего трупа бездомного, создание выдуманной биографии с нуля, поддельные письма невесты и роковая ресничка, которую британцы положили в письмо, чтобы проверить, распечатывали ли его испанцы (ресница пропала — именно так в Ми-6 поняли, что конверт открывали). Даже странно, что никто не догадался раньше снять большое кино на эту тему.
Но картина режиссёра Джона Мэддена отлично демонстрирует, почему интересная история не обязательно равна интересному фильму. Все захватывающие детали операции гораздо креативнее пересказывает десятиминутный ролик с YouTube. Двухчасовому кино просто не хватает материала, чтобы равномерно распределить события по всему хронометражу. Шпионская часть истории здесь рассказана очень бодро, особенно эпизоды в Испании, где двойные, тройные и четверные агенты пытаются всеми силами обмануть нацистов — да так, чтобы те поверили, будто, в свою очередь, обманывают британцев. Вот только этих сцен на весь фильм наберётся минут на двадцать.
Всё остальное время мы наблюдаем за личными драмами участников операций, написанными одинаково лениво. У кого-то ушла жена, другой живёт в тени более успешного (и погибшего) брата, третья до сих пор не может пережить смерть любимого человека, хотя прошло уже очень много лет. Есть, разумеется, и обязательный любовный треугольник. Герои не стесняются вслух описывать свои проблемы и бросаться друг в друга целыми страницами экспозиции. Для фильма о скрытых операциях в «Мясном фарше» всё уж очень поверхностно: фразы, жесты, поступки. Любой Штирлиц или Джеймс Бонд раскрыл бы таких шпионов в два счёта.
За всеми этими личными дрязгами, впрочем, скрывается любопытное кино о самой сути создания историй. Тот самый выдуманный офицер Мартинс становится центром сосредоточения всех травм, нереализованных надежд и грёз его авторов — составляя биографию фальшивому моряку, каждый из героев проецирует на него собственную личность. Если бы сценарий порой не был настолько твердолобым, из «Мясного фарша» вышел бы прекрасный метакомментарий о том, как реальность формирует фикцию, а та, в свою очередь, прорывается наружу и начинает влиять на действительность. Не зря же одним из центральных персонажей в фильме становится Ян Флеминг — автор романов о Джеймсе Бонде, который во время Второй мировой работал в британской разведке и придумал ту самую уловку, на которой держалась вся операция.