Пугающий и невероятно красивый фильм про деревянного мальчика, который хотел стать кожаным мешком.
Старенькому резчику по дереву по имени Джепетто совсем нечего есть, он одинок, беден и несчастен. Но вот в город приезжает театр деревянных кукол, на вход в который у Джепетто не хватает монет, но, ослепленный красотой марионеток, он решает сделать свою. Друг-плотник дает старику заколдованное бревно, которое и становится основой для «самой красивой куклы в мире». Под конец работы Джепетто понимает, что кукла не только красивая, но еще и говорящая. А также совершенно неблагодарная и невероятно инфантильная. Куклу резчик по дереву нарекает Пиноккио, с проснувшимися отцовскими чувствами он покупает новоиспеченному сынишке букварь (продав единственную куртку) и отправляет в школу. Пиноккио же вообще не до школы, обменяв букварь на билет в театр кукол, деревянный парниша попадает в плен к Карабасу-Барабасу и отправляется в путешествие, которое должно превратить его из куска бревна в настоящего мальчика.
«Пиноккио» Матео Гарроне примерно такой, каким вы себе его представляли: красивый, пугающий и сказочный в самом староверском смысле этого слова. Итальянский визионер, не так давно переполошивший всех «Страшными сказками», живет вне диснеевских тенденций по стерилизации изначально мрачного первоисточника, а наоборот, раскрывает всю красоту оригинальной сказки, со всеми кошмарными деталями, от «острого бревноза» до расстроенных зайцев с пустым гробом. Решение снять фильм максимально близко к оригинальной задумке Карло Коллоди, как ни странно, выглядит новаторским на фоне бесконечных диснеевских переосмыслений классических сказок, от которых зрители, мягко говоря, подустали.
Гарроне прежде всего мастерски работает с формой: говорящий тунец, сверчок, бабуля- улитка и все марионетки сыграны актерами, пока те весело скачут по экрану, зрителю остается только судорожно проверять свою голову на признаки легкой шизофрении. При этом экранизация унаследовала от оригинала не только страшноватых персонажей, но и умилительную наивность повествования. Потрясающему Роберто Бениньи, с черным поясом по невыносимой легкости бытия, роль Джепетто настолько к лицу, что невозможно представить на его месте ни одного актера. Бениньи можно назвать сердцем этого фильма, хотя экранного времени у актера не так много, каждое его появление просто кричит о любви и наполняет пространство теплотой.
В целом картина, конечно, об отцах и детях, о долгом пути к взаимопониманию и коннекту бумеров и зумеров. Долгий путь Пиноккио по избавлению от инфантилизма в попытке стать настоящим мальчиком проделывал каждый из нас, разве что в реальной жизни обошлось без фей и говорящих сверчков (а жаль). Может, самое страшное в фильме это не антураж, а именно полнейшее отсутствие эмпатии у главного героя или это экстремальные ситуации, помогающие Пиноккио ей научиться. Так или иначе, все два часа пути из уютного дома в пасть к кашалоту и обратно проносятся как две минуты, поскольку удивительный мир, созданный Гарроне, захватывает дух с такой силой, что возвращаться из него уже не хочется. Старомодное, но не утратившее актуальности повествование в красивейшей новой CGI обертке растопит все ледышки в груди, что делает «Пиноккио» идеальным фильмом для семейного просмотра.