Французская драма о выживании, в которой задано больше вопросов, чем дано ответов
Планету потрясла катастрофа: магнитные полюса Земли поменялись местами. Океаны стерли с лица земли континенты и все живое, оставив после себя голую землю. Все, кто смог пережить катаклизм, должны в кратчайшие сроки отыскать убежище, потому что ситуация в любой момент может обратиться вспять. Звучит интересно? Не дайте себя обмануть, перед вами вовсе не продолжение фильмов-катастроф Роланда Эммериха.
Океанограф Том (Андреас Пичманн), его жена-француженка Джулия (Эмили Декенн) и двое детей — Кэсси (Лиза Деламар) и Бен (Лукас Эбель) — отправляются в путешествие на яхте по Карибскому морю. У прогулки вдоль побережья Пуэрто-Рико есть цель — красиво отметить подступающее тринадцатилетие Бена. Однако праздник прерывается сначала внезапным оживлением китов, а затем — серией падающих спутников. Испуганная семья прячется внутри яхты и с трудом переживает ночь, а утром обнаруживает, что воды больше нет — есть только безграничные песчаные просторы.
Предприимчивый папа Том, который сразу заявляет о своих лидерских качествах, быстро понимает, что случилось. Будучи опытным океанографом, он находит ответ с помощью компаса — оказывается, полюса Земли поменялись местами, сбросив океаны туда, где раньше была суша, и, предположительно, уничтожив большую часть населения планеты. Речь идет о геомагнитной инверсии, которая уже случалась в истории планеты около 780 000 лет назад, задолго до появления человека. Однако, согласно исследованиям, подобные события разворачиваются постепенно в течение сотен лет, а не происходят в одночасье, да и мировые воды, по мнению ученых, вряд ли могли сместиться так радикально. Версия, разыгранная создателями фильма, тоже существует, но она считается теорией, не признанной академией. «Не могу поверить, что конспирологи были правы!» — восклицает Том, когда ему наконец удается связаться с другим выжившим — Нао (Оливье Хо Хио Хен). Незнакомец сообщает семье, что, по его мнению, у них осталось не больше недели до возвращения океана, поэтому герои спешно отправляются в путь на поиски укрытия — Нао обещал открыть двери желтой подводной лодки и спасти двоих из четырех.
Для своего бюджета (всего $5 млн) фильм французского режиссера Фредерика Жардена на удивление неплохо справляется с визуальной частью: марокканские пустыни успешно мимикрируют под океаническое дно, крабы-монстры издалека напоминают сборище клопов и вызывают если не страх, то как минимум омерзение, а внезапные взрывы и камнепады выглядят на редкость реалистично. Проблема в том, что Жарден, кажется, делает ставку не на зрелище, а на драму — на то, как представители одной семьи реагируют на внезапный апокалипсис. Фильм мог бы стать неплохой камерной драмой о выживании, но сценаристы Мэтт Александр и Матьё Уйон слишком схематично прописывают героев, оставляя за рамками фильма их прошлое (исключение — история знакомства родителей, которая, вероятно, должна зародить семя сочувствия к героям, но, увы, этого слишком мало). Бен получает роль странного, постоянно попадающего в неприятности младшего брата, Кэсси — оберегающей старшей сестры, Джулия — сильной матери-защитницы, а отец — что ж, оставим его роль в секрете, чтобы избежать спойлеров.
Временно сдвинувшиеся воды очень быстро становятся самой маленькой проблемой в жизни героев. Семью словно преследует злой рок, и с каждой минутой количество проблем умножается в геометрической прогрессии. Когда из-за камня внезапно выходит убийца с собакой и начинает охоту на выживших, «Последний день Земли» и вовсе забывает об амбициях фильма-катастрофы. Лента то ли пытается стать слэшером, то ли заимствует прием у Дэвида Роберта Митчелла и добавляет напряжения за счет на первый взгляд бессмертного преследователя (выстрел в упор из сигнальной ракеты не оставил никаких следов ни на нем, ни даже на его одежде).
Вскоре становится ясно, что вопросов к сценарию еще больше. Отец отчего-то не чувствует боли, когда жена зашивает его жуткую глубокую рану без каких-либо обезболивающих. Сын игнорирует все предостережения и совершает ряд абсурдных поступков, а всего через пару часов пути неожиданно оказывается обезвожен. Мистический убийца с гарпуном, выслеживающий жертв, одновременно поедая консервированную фасоль, до самого конца остается главной нераскрытой тайной.
На пути герои то и дело натыкаются на пластиковые кучи и бочки с токсичными отходами, десятилетиями хранившиеся на дне океана, — еще одна тема, на которую, вероятно, хотели обратить внимание создатели. Но о проблеме разбросанных повсюду пятилитровых канистр, пластиковых кресел и фаянсовых унитазов разговор так и не заходит — вероятно, не хватает времени.
Из-за больших амбиций, но скромного бюджета и неверно выбранных приоритетов «Последний день Земли», к сожалению, похож на парад упущенных возможностей: он не стал зрелищным фильмом-катастрофой, не превратился в драму одной семьи, не смог реализоваться как хоррор и даже не дотянул до экотриллера.
Правда думаете, что океанское дно выглядит вот так?