Тильда Суинтон непрерывно скандалит и учит молодёжь жизни.
Алехандро (Хулио Торрес) точно знает, чего хочет в жизни. Он мечтает стать дизайнером игрушек. Точнее, найти работу в крупной компании по производству игрушек — дизайнером он уже и так стал, вполне возможно, что с рождения. Но Hasbro юному гению отвечать не торопится, а потому трудиться приходится где попало, например, в компании по криогенной заморозке творческих личностей, потерявших надежду на признание при жизни. Но когда Алехандро увольняют и оттуда, остро встаёт вопрос с визой и дальнейшим пребыванием в Нью-Йорке. Ведь и для работодателей, и для чиновников Алехандро в первую очередь мигрант, и только потом ценный специалист и всё остальное. Но лишь вступив обеими ногами в болото отчаяния, молодой сальвадорец встречает Элизабет (Тильда Суинтон) — супругу одного из клиентов криокамеры, которой срочно нужен помощник в миссии сохранения наследия мужа.
«Проблемиста» — режиссёрский дебют Хулио Торреса, наиболее известного в качестве стендап-комика и автора множества скетчей для SNL. Он же написал сценарий и исполнил главную роль, так что проект с чистой совестью можно назвать авторским. Из предыдущих проектов Торреса в «Проблемисту» перекочевал сюрреалистичный стиль и безграничная тоска одинокого мигранта в большом городе.
Алехандро очень аккуратно ходит, держит ручки на коленочках, смотрит исподлобья, даже когда пытается сказать что-то прямо и в лицо. Его новая «работодательница» Элизабет только оттеняет парня — скандальная женщина подавляет всех вокруг напористостью и способна наорать на любого, кто косо посмотрит, но поведение дамы не раздражает, а смешит. Алехандро же, наоборот, хотя и вызывает сочувствие у зрителя, но сразу становится понятно, что окружающих он должен бесить.
На противопоставлении героев Торреса и Суинтон, в общем-то, и держится картина. Возможно, даже весь мир на нём стоит — взбалмошная упёртость в кооперации с кротким профессионализмом могут свернуть горы. Только в одном человеке подобное сочетание если и укладывается, то очень ненадолго. Собственно, и к успеху Алехандро приходит, только когда наконец-то позволяет себе стать неудобным для других, не решать проблемы в одиночку, а самому стать проблемой. Надо ли говорить, что наблюдать за сольными выступлениями Элизабет и Алехандро было бы невыносимо, но стоит им столкнуться (даже на пути в одном направлении) — искрящееся взаимодействие и называется жизнью.
«Проблемиста» выглядит так, будто недавнего «Вонку» Пола Кинга решил переписать Франц Кафка, в экстренном порядке ознакомившийся со всеми реалиями Нью-Йорка начала XXI века. Вместо шоколада — игрушки, вместо антагонистов-злодеев — бесконечная бюрократия, вместо довоенной Европы — современные США. Картина изобилует сюрреалистичными вставками о сражениях с игрушечными монстрами, встречах с богами рынка труда и бесконечными лабиринтами поисков ключей. Стоит признать, что выглядит такой абсурд гораздо правдивее любой съёмки из иммиграционного офиса или биржи труда.
Хулио Торреса тяжело назвать новичком, у автора за плечами уже почти десять лет сценарной работы. Но всё же «Проблемиста» — его дебют, да и у студии Эммы Стоун Fruit Tree фильм Торреса лишь второй кинопроект. Пока их визитная карточка — сериал «Проклятье» Натана Филдера (тоже выпущенный с поддержкой A24). И хотя «Проблемиста» прекрасно сбалансирована, в ленте чувствуется схематичность, контрастность персонажей. Для кого-то подобная наглядность может показаться плюсом, но хочется верить, что при идеальных условиях режиссёр хотел бы избежать торчащих швов. И скорее всего, даром что с работой на телевидении Торрес закончил, со следующей картиной у него всё получится гораздо более гладко.