Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Проклятие «Зов могилы»»: не буди лихо, пока лежит тихо

Корейский хоррор-рекордсмен, который можно смотреть как политическую драму.

11 июня Текст: Ная Гусева Обсудить
Добавить в закладки

Корейское кино уже не является диковинкой, но все еще остается феноменом: режиссеры Восточной Азии удивляют в жанрах, которые, казалось бы, совершили полный круг развития. Когда-то мировой прокат покорил «Поезд в Пусан» — фильм о зомби-апокалипсисе, где героям ничего не остается, кроме как найти хотя бы один вагон без зараженных. Картина Ён Сан Хо стала кассовым корейским релизом, но не прошло и десяти лет, как его подвинул «Проклятие "Зов могилы"»: триллер Чан Джэ-хёна о мертвых, которых нельзя тревожить.

Ли До-хён в роли Юна на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы»»

Ли До-хён в роли Юна на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы"»

В центре сюжета оказывается группа исследователей паранормального, представление которых зрителям похоже на объявление участников новой «Битвы экстрасенсов»: шаманка (Ким Го-ын), геомант (Ли До-хён), и у каждого по помощнику, чтобы не тягаться с демонами в одиночку. Таким составом они готовы избавить богачей из Лос-Анджелеса от гнева и кары их прадеда, для чего требуется поднять гроб и подвергнуть останки кремации — в оригинале название буквально переводится как «копание», откликаясь и процессу эксгумации, и детективной линии. Однако тело можно вынуть из земли, а вот изгнать из остывшей плоти злого духа еще надо постараться. 

Чхве Мин-сик в роли Ким Сан-дока на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы»»

Чхве Мин-сик в роли Ким Сан-дока на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы"»

Корейцы и правда совсем по-другому работают с жанром: Джэ-хён делает ставку на звуковые эффекты, которые давят на виски на протяжении всего фильма. Сначала непонятный гул земли, затем чавканье материализовавшегося демона, не показывающего свое лицо. «Проклятие "Зов могилы"» нарушает и главный закон хоррора: если монстр показывается, то перестает быть страшным. Не тут-то было, ведь трехметровый японский воин, словно вернувшийся из ада и готовый мстить, пугает даже больше, стоит ему заглянуть в камеру. 

Для корейского зрителя страшен не вид антагониста, а его происхождение: и хотя японская оккупация оказывается причиной всех бед, картина не заставляет смотрящего сверяться с историческими справками. Жезлы, которые намереваются раскопать, по диалогам героев кажутся всего лишь легендой, внезапно ставшей былью, — такое часто случается в хоррорах. Однако политическая реальность такова, что японское правительство когда-то нашпиговало корейскую землю железками, чтобы приостановить энергетические потоки: жители в оккупации сильно верили в фэн-шуй, и даосская практика ориентира на энергию была одним из немногих культурных оплотов, за которые еще можно было держаться. 

Ким Го-ын в роли Ли Хва-рим на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы"»

Ким Го-ын в роли Ли Хва-рим на кадре из фильма «Проклятие "Зов могилы"»

Впрочем, «Проклятие "Зов могилы"» смотрится свежо благодаря необычным элементам. Например, по кладбищенской земле проползает маленькая змея с головой женщины — ничего необычного для места захоронения чего-то демонического. На самом деле перед нами Нурэ-онна из японской мифологии, символизирующая причастность могилы к когда-то вражеской стране. Особенно неприятно смотреть «Зов» благодаря операторской работе, постоянно заставляющей искать отражения в зеркалах, всматриваться в приоткрытую дверь и заглядывать за спины героев. Зло буквально идет по пятам, но победить у него нет шансов как минимум потому, что корейская современность не может проиграть японскому прошлому. 

Единственный, но серьезный минус фильма Джэ-хёна — затянутое в самый интересный момент действие. Вот-вот героям предстоит сразиться с японским демоном, и внезапно подготовка к самому бою уже оказывается утомительной, а впереди еще полчаса схватки. Однако такой темп тоже объясняется корейскими традициями: сначала надо пояснить, зачем окуривать дерево и разбрасывать рыбу по окрестностям, и только потом доставать клинки. В итоге «Проклятие "Зов могилы"» вполне заслуженно обгоняет «Поезд в Пусан» — время страха перед зомби-апокалипсисом прошло, теперь на повестке дня потеря культурной идентичности. Но даже такой серьезный подтекст не перетягивает на себя одеяло и все еще позволяет «Зову» оставаться в первую очередь качественным хоррором.

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?