Посредственный триллер, который на протяжении двух часов медленно идет ко дну.
Недалекое будущее. Деятельность человека привела к повышению уровня мирового океана. Большая часть планеты оказалась под водой. Между оставшимися двумя континентами десятилетиями идет война за землю и ресурсы. Особый интерес сторон вызывает последняя в мире бомба, надежно спрятанная на отдаленном форпосте посреди океана. Сверхсекретный объект охраняет команда из четырех дозорных, оставшихся без связи с внешним миром. Спустя три месяца после истечения срока вахты возле базы появляется дрейфующее судно без пассажиров. Вместо ожидаемых сменщиков — четыре сваленных в кучу рюкзака.
Начиная с хитро смонтированного трейлера и обманчивого слогана на русскоязычном постере, «Рубеж выживания» отчаянно хочет казаться мистическим триллером в духе «Треугольника». На деле никакой «тайны последнего рубежа» в фильме нет и в помине. Увы, лента даже близко не похожа на фантастическую головоломку со зловещим или сверхъестественным уклоном. Более того, любители жанрового кино наверняка будут разочарованы разрешением интриги. «Рубеж выживания» — тот самый случай, когда любая из придуманных во время просмотра версий развязки окажется куда интересней, чем итоговый вариант на экране.
Эстонский режиссер Танел Тоом («Правда и справедливость», «Признание») начал работу над проектом еще в 2010 году, когда разговоры о глобальном потеплении уже, конечно, ходили, но люди еще не были настолько озабочены климатическими изменениями. Удивительным образом фильм вышел в самое актуальное для него время — сегодня утопический сеттинг не выглядит столь фантастическим. Другое дело, что от постапокалиптических сюжетов из серии «человек своими действиями уничтожает планету» зритель уже подустал — зеленая повестка все более агрессивно давит с больших и малых экранов. Благо, «Рубеж выживания» хотя бы не опускается до волны упреков и нравоучений, как, например, в недавно вышедшем сериале «Экстраполяции». Вместо этого история сосредотачивается на вопросе, как после глобальной катастрофы жить дальше, а главное — возможно ли вообще.
Основная причина, по которой фильм рискует затонуть подобно постапокалиптическому миру, — пресный сюжет и амебоподобные персонажи. В конечном итоге сценарий, написанный Малачи Смитом («Призрак в сети», «Финальный аккорд»), тянет на дно всю команду. Единственное, что помогает картине оставаться на плаву, — достойная игра актеров, которым, правда, не с чем работать. Томас Кречман («Сталинград», «Таксист») предстает в роли характерного сержанта, который первым слетает с катушек и начинает терроризировать всю команду. В поведении героя нет ничего принципиально нового — примерно таких (само)провозглашенных лидеров зрители видели в сай-фай-кино наподобие космического хоррора «Сквозь горизонт» или психологического триллера «Куб». Персонажи Люсьена Лависконта («Эмили в Париже», «Любовь сбивает с рифмы») и Мартина МакКанна («Темное правосудие», «Специалист по выживанию») поначалу собачатся друг с другом, но общая цель покинуть аванпост их объединяет. Что, в общем-то, тоже далеко не самый оригинальный ход. Наиболее здравомыслящей в тусовке кажется сдержанная женщина-капрал в исполнении Кейт Босворт («Двадцать одно», «Взломщик»), которая, впрочем, толкает мрачные речи о том, что «единственный способ все исправить — уничтожить человечество». С такими вводными несложно догадаться, к кому из героев следует присмотреться.
Хотя в основе сюжета лежит в первую очередь психологическая драма, сами персонажи прописаны крайне поверхностно. Накал между героями стремительно доходит до критической точки, но так же быстро сходит на нет. Мотивация членов злополучного экипажа остается как бы за кадром: одним движет общественный долг, другим — обязательства перед законом. Информация о прошлом каждого персонажа ограничивается буквально парой фраз, а потенциал к раскрытию обрывается с выводом героев из сюжета. К тому времени, когда история доходит до логической кульминации, судьба оставшихся в живых уже не вызывает никакого интереса.
Даже с учетом сильно обмельчавшего ассортимента в российских кинозалах сегодня такое кино — капля в море. Возможно, если сильно занизить планку ожиданий перед просмотром, у «Рубежа выживания» есть шанс выжить в прокате. Своего зрителя фильм, вероятно, найдет, но вряд ли им станет искушенный ценитель жанра.
Если открыть онлайн-кинотеатр и ткнуть пальцем наугад в фильмы категории "зарубежное" или "триллер", то вот что-то такое вам и попадётся. Из новинок.
5/10