Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Спуск в бездну» — клаустрофобический ретрохоррор о встрече шахтёров с древним злом

Страшные и увлекательные приключения горняков глубоко под землёй.

8 февраля Текст: Максим Ершов 2 Обсудить
Добавить в закладки

1956 год. Молодой марокканец Амир (Амир Эль-Касем) в поисках лучшей жизни отправляется на работу в горнодобывающую компанию на севере Франции, в округе Па-де-Кале. В один из первых дней на новом месте неопытный горняк должен спуститься в компании коллег в шахту, которую прозвали Домом Дьявола. Обычно сюда ссылают провинившихся. Амир попал в группу, которую возглавляет умелый и мудрый Ролан (Самюэль Ле Бьян). За солидное вознаграждение шахтёры сопровождают профессора Бертье (Жан-Юг Англад), которого якобы интересует образцы грунта на глубине 1000 м. Уже под землёй Ролан и товарищи понимают, что учёного манили мистические артефакты и предметы, оставшиеся от древней цивилизации. Шахтёры находят саркофаг и пробуждают безжалостного монстра.

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

«Спуск в бездну» — всего лишь третий фильм французского режиссёра Матьё Тури, который, правда, уже успел зарекомендовать себя как изобретательный мастер по части жанрового кино. На счету постановщика постапокалиптический хоррор «Выжившие» и триллер о прохождении убийственных ловушек в замкнутом пространстве «Бегущая в лабиринте». Оба фильма успешно показали себя на фестивалях фантастики и хорроров. «Спуск в бездну» участвовал в киносмотрах в Ситжесе и Fantastic Fest в Остине.

Да, как и в «Бегущей по лабиринту», в новой картине действие происходит в замкнутом пространстве, но на этом сходства заканчиваются. Два первых фильма Тури развивались в мрачном будущем, теперь же постановщик обращается к прошлому. Причём режиссёру важна середина прошлого века, когда физический труд горняков оставался ручным, орудовать приходилось кирками, а новые участки шахт взрывали с помощью динамита. Никаких современных буровых машин не было. Сегодняшняя шахтёрская реальность выглядела бы совсем иначе.

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

В «Бегущей по лабиринту» и «Выживших» на первом плане была женщина, выживающая в нечеловеческих условиях. В «Спуске в бездну» главные герои — шахтёры. Это не кино про одиночку против обстоятельств, важен коллектив. И конечно, в экстремальной ситуации горняки ведут себя по-разному. Если молодой марокканец и опытный Ролан сохраняют лицо и достойно сражаются с древним монстром, то другие воруют драгоценности из саркофага и неуважительно относятся к могиле. Как мы знаем по тысяче фильмов и сериалов, за непростительными проступками непременно следует жестокое наказание.

Отдельный интересный персонаж — профессор Бертье. На первый взгляд простоватый небольшого роста дядечка, который в шляпе и плаще в шахте смотрится максимально неуместно. Однако под землёй Бертье превращается в классического безумного учёного, который не жалеет человеческих жизней для достижения цели. Да кому какое дело до необразованных горняков, когда можно пробудить древнее зло, прикоснуться к вымершей цивилизации?

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

Кадр из фильма «Спуск в бездну»

Поскольку почти весь фильм развивается под землёй, зрители вместе с шахтёрами чувствуют себя крайне неуютно. К клаустрофобическим ощущениям добавляется страх перед кровожадным монстром. Горняки оказываются в ловушке и даже не уверены, что когда-нибудь смогут вернуться домой. Тури не скрывает, что во многом вдохновлялся американскими приключенческими и хоррор-фильмами 1980-х. Группе людей, оторванной от остального мира, предстоит схватка с чудовищем. Возможно, на кону даже судьба человечества. Никто ведь не знает, что будет, если выпустить древнюю тварь из шахты. В схожих обстоятельствах развивались «Нечто», «Хищник» и «Чужой». А археологические поиски таинственных артефактов отсылают и к «Мумии», и к «Индиане Джонсу и последнему крестовому походу». Кстати, ещё один плюс фильма — даже когда уже известно, как выглядит монстр, каждая новая встреча с чудовищем всё равно вызывает страх.

Ориентируясь на классику прошлого, Тури обходится без компьютерной графики, а использует визуальные и практические эффекты. И это правильное решение, ведь в первобытное зло из произведений Лавкрафта невозможно было бы поверить, если бы и монстр, и шахта были нарисованы.

«Спуск в бездну» — жанровое и не претендующее на серьёзные размышления кино. Однако для поклонников олдскульных аутентичных хорроров это настоящий подарок. Старый как мир сюжет о человеческой жадности и неуёмной жажде знаний и славы превращается в увлекательный аттракцион. К тому же фильм лишний раз напоминает, что даже под землёй и в схватке с монстром важно оставаться человеком. Шансов выжить будет точно больше.

Текст: Максим Ершов
2 комментария
А
Возможно, выскажу непопулярное мнение, раз все его так хвалят, но по-моему кино примитивное. В любой момент отрабатываются довольно приевшиеся законы жанра: жуткое чудище из саркофага, надпись кровью на стене, скелеты предыдущих копателей. Чёт совсем без фантазии
Классный кинчик в своем жанре. В последнее время все ужастики повадились добавлять социалочку, повестку, а тут этого к счастью нет. Есть монстр, гробница, расхитители гробниц. Простенько, но со вкусом.
Понравилось, что из всей разношерстной компании шахтёров фиг поймёшь, кто погибнет, а кто выживет. Я делал ставки, и раз за разом ошибался.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?