По-синефильски позерский триллер, который не оправдывает хайпа.
«Сталкер» не то чтобы однозначная инди-сенсация в мире ужасов, какой однажды стал «Варвар», но все же хоррор-событие, которое рассчитывает разыграть ту же карту, что и дебют Зака Креггера. Джей Ти Мольнер вооружился пленкой 35 мм (о чем сообщил в титрах), парой твистов и пригласил отличных артистов, чтобы перевернуть жанровые кошки-мышки с ног на голову. Режиссер и сценарист «Сталкера» в одном лице поделил ленту на шесть глав, затем перемешал части в произвольном порядке и в финале водрузил на кровавое месиво эпилог. Получилось обаятельно, но не столь сногсшибательно и неожиданно, как обещали заголовки.
Песню Love Hurts за недлинный хронометраж в полтора часа зрители услышат не раз и не два: с кавера и начинаются гонки — блондинка (Уилла Фицджералд) в красной робе удирает от охотника с двустволкой. Почему охотника? Ничего конкретного, всего лишь предположение из-за очков с желтыми диоптриями и красной клетчатой рубашки. Биография прыткой леди тоже субстанция умозрительная. Возможно, яркая униформа говорит о том, что она беглая преступница, а может, малярша и красит дома. Пока любые версии имеют право на жизнь, но в конце мы обязательно узнаем, что же случилось на самом деле. Вступительные титры гласят, что лента основана на реальных событиях и чудовищных действиях одного из самых жутких маньяков в истории Штатов, который в 2018-2020 годах облюбовал живописные леса и озера Айдахо и Орегона. Любители тру-краймов начинают перебирать в голове знакомые имена и геолокации, а Мольнер приступает к главе три, где беглянка просит о помощи.
Жестом воспитанного кинокритика стоит читателей сразу предостеречь: не продолжайте чтение текста, если боитесь намеков на спойлеры или даже опасаетесь знать, что в фильме есть сюжетные твисты. По большому счету интрига с акробатическим переворотом — драматургически все, что у Strange Darling есть, а потому обкрадывать режиссера совсем несправедливо. С другой стороны, не самый крышесносный сюжетный поворот — как будто слишком скромное сокровище, чтобы претендовать на звание богатого урожая сезона ужасов?
Тот же «Варвар» (со «Сталкером» ленту роднят продюсеры) по-настоящему поражал даже искушенных зрителей внезапной сменой траектории погони, но оставался вполне компетентным и вдумчивым хоррором и при условиях рассекречивания сюжетных пируэтов. Несмотря на мозаичное воспроизведение событий, на «Сталкера» как будто нет необходимости смотреть во всей красе, как на полотно в раме. Кино так или иначе движется горизонтально, стремясь к финалу: сумасшедший пробег из точки А в точку Б, где зрителям постепенно выдают отрывки трассы и пит-стопы каждого из участников гонки.
Исполнение Уиллы Фицджералд («Проклятие дома Ашеров») действительно цепляет и завораживает — животная органика разгоняет действо и заражает кадр пульсирующей энергией. Мимика, пластика, все тело актрисы кипит от гнева и энергии и едва ли может замереть. Молчаливый харизмат Кайл Галлнер («Пассажир») неотступно идет по пятам и подкупает неспешной решительностью. Но самая неожиданная партия досталась актеру Джованни Рибизи, которого публика в основном помнит как младшего брата Фиби из «Друзей». Он занял роль оператора картины и к съемкам на пленку действительно подошел с синефильским куражом и изобретательностью. Многие кадры врезаются в память композицией и ламповым очарованием зернистой пленки.
Визуальная и эстетическая часть ленты, доведенный актрисой до максимума драйв значительно доминируют над содержанием. Прием интереснее самой сути, а серия обманов и обманок выполнена недостаточно мастерски, чтобы полностью заменить драматургию без чувства утраты сценария. «Сталкер» способен приглянуться любителям инди-хорроров, но едва ли обладает потенциалом стать внезапным сетевым хитом сезона. В Хэллоуин много другой опасной нежити выходит в свет.
Но при этом перфоманс Фитцджеральд (финальная сцена, аа!) настолько затягивает во время просмотра, что можно простить и этот ход с рваным таймлайном. 8/10