Режиссер удачного «Зверя» Майкл Пирс отправляется исследовать грани отношений отцов и детей в декорациях вторжения похитителей тел.
Нет времени объяснять: Малик (Риз Ахмед) под покровом ночи забирается в спальню к сыновьям — те живут с мамой и отчимом. Быстрые сборы, горячие объятия, и вот уже три мушкетера (так отец их отряд сам и назвал) едут по дороге к горизонту. Причина спешки — инопланетное вторжение: в этот раз вместо монстров или антропоморфных человечков с зеленой кожей Земле угрожают насекомые, способные забраться носителю под кожу и захватить контроль над особью. Мать мальчишек уже пала жертвой внеземного разума, и отец готов сделать все, чтобы не дать детей в обиду.
Семейные отношения на фоне конца света в инди-сегменте впору выделить в отдельный жанр: как правило, это тонкое и нежное кино, где противоположности примиряются под гнетом болезненных и порой смертельных обстоятельств. Кейси Аффлек в «Свете моей жизни» оберегал дочь в мире, где не стало женщин, в «Бремени» малышку через выбоины зомби-апокалипсиса нес Мартин Фримен. Теперь тропу выживания прокладывает Майкл Пирс, режиссер, мощно дебютировавший «Зверем» и явивший миру артистку Джесси Бакли. Затишье длиной в четыре года лишь подогрело интерес к новому проекту постановщика: Пирсу удалось связать в один жанровый клубок тревожность, паттерны сказок и мотив запретной любви. Этот опыт предыдущей картины подсказывает, что сложение маскулинности, отцовства и инопланетной угрозы в его оптике должно было случиться еще более изящно. Тут стоит оговориться и предупредить: любое дальнейшее рассуждение о «Столкновении» без раскрытия сюжетного твиста бессмысленно. А потому, если вы из тех, кто боится спойлеров, то лучше текст закрыть.
Начали разговор мы с дебюта постановщика не просто так: уже не совпадение, а закономерность то, что Пирс ловко жонглирует зрительскими ожиданиями. В «Звере» триллер постепенно подменяет мистика, здесь же все случается наоборот, и научная фантастика уступает место социальной драме. Словно участвуя в одном забеге, стриминги Netflix и Amazon Prime почти одновременно выпускают картины, посвященные адаптации после заключения (стоит отметить, что первым в гонке был Apple TV+ и «Палмер»). В «Непрощенной» героиня Сандры Буллок пытается найти сестру и свыкнуться с рутиной после 20 лет тюрьмы, а в «Столкновении» Малик, попавший под военный трибунал, борется с ПТСР и стремится спасти детей от несуществующей угрозы. Подобная рокировка в иной огранке могла бы выглядеть сюжетным твистом на зависть Финчеру и Шьямалану, но здесь скорее оборачивается обманом зрителя, попавшегося на маркетинг.
И дело даже не в том, что насекомые наряду с грызунами — излюбленный кинематографистами предмет галлюциногенных сцен, а зоопатический бред — существующий диагноз. К сожалению, вне жанрового нерва вторжения пришельцев история рассыпается. Красивая на бумаге мысль о том, что тот самый контакт сначала надо найти с родными, а потом уже договариваться с инопланетянами, мучительно размазан по экрану. К отцовству приравнивается функциональная служба и чувство долга: Малику необходимо защищать страну/детей/планету — нужное подчеркнуть. Антимилитаристский посыл звучит отчетливее и благодаря выбору на роль морпеха актера пакистанского происхождения: он едва ли может безболезненно встроиться в военную систему.
Но благие намерения и сценарные допущения (некоторые поступки сыновей невозможно объяснить никакой мотивацией) не складываются в одну общую историю, так и оставаясь заметками на полях вяло написанного сценария. Риз Ахмед будто ходит по кругу одного и того же навязчивого состояния, но при этом его тревожность не способствует эмпатии. Остается надеяться, что эта осечка в фильмографии Майкла Пирса вызвана политикой стримингового сервиса и режиссеру еще удастся проявить свою компетентность.