Безобидное и совершенно проходное кино о грезах и принятии смерти.
Девочка по имени Немо (Марлоу Баркли) живет со свободолюбивым отцом (Кайл Чандлер) на изолированном от цивилизации острове. Когда родитель погибает в море, героиню отправляют жить к родному дяде Филиппу (Крис О’Дауд), которого она прежде никогда не видела. Тот полная противоположность брата: замкнутый в себе, нелюдимый, интересующийся только дверными замками (он руководит компанией по их изготовлению). От унылой реальности Немо прячется в снах. В них девочка встречает Флипа (Джейсон Момоа) — персонажа из ночных сказок ее отца, дерзкого и шумного мужчину с козлиными рогами. Тот заявляет, что Немо должна помочь ему отыскать в Стране снов некую жемчужину. Мол, она поможет Флипу вспомнить, кто он такой. А девочка сможет вновь встретить отца — пускай и во сне.
«Страна снов» вольно основана на работах Уинзора МакКея — художника-карикатуриста из начала XX века и, ко всему прочему, пионера анимации: он одним из первых начал экспериментировать с запечатлением на камеру движущихся рисунков. Истории про «Маленького Немо в стране снов» МакКей делал, впрочем, в виде комиксов — тоже для своих лет революционных. Уинзор менял форму и размеры отдельных кадров, искал способы креативно передавать через рисунок опыт нахождения в сюрреалистичном сне, наконец, откровенно издевался над медиумом и ломал «четвертую стену» (на дворе, напомним, были 10-е годы прошлого столетия). Его работы позже вдохновили Уолта Диснея, автора «Мауса» Арта Шпигельмана и даже Федерико Феллини.
На большом экране его работы уже пытались экранизировать. В 1989-м вышел совместный американо-японский мультфильм «Маленький Немо: Приключения в стране снов»: любопытная, но с треском провалившаяся в прокате картина. «Страна снов» Netflix — всего лишь вторая попытка перенести фантазии МакКея в пространство кино. И, кажется, вновь провальная.
И не потому, что создатели перелопатили весь сюжет «Маленького Немо» и построили свой из отголосков оригинального произведения. Это как раз не проблема: при всем художественном гении МакКея, он был не самым лучшим рассказчиком. Но потому, что картина Netflix не может передать даже одной сотой от креативной мощи комикса вековой давности. Если «Маленький Немо» ломал представления о возможностях своего вида искусства, творил что-то новое и дерзкое, то «Страна снов» — настолько безыдейное и пассивное кино, насколько это в принципе возможно. Очередной стриминговый «контент», не особенно плохой и уж точно не слишком хороший.
По идее, мир снов в фильме должен выступать этаким антиподом скучной серой реальности Немо с ее стерильными стеклянными школами и безжизненной квартирой дяди, населенной дверными замками разного возраста и размера. Вот только на деле она выглядит ровно так же блекло. Вся Страна снов — пять невыразительных локаций, часть из которых еще и довольно паршиво нарисованы на компьютере. Впрочем, странно было ожидать какого-либо яркого сюрреализма от Фрэнсиса Лоуренса, автора «Константина», «Я — Легенда», «Красного воробья» и пары частей «Голодных игр». Режиссер он и без того весьма неровный, но главное — из тех, кого язык не повернется назвать большим фантазером. Фактура «Страны снов» подошла бы скорее какому-нибудь Жан-Пьеру Жене, Дель Торо или, в идеале, Терри Гиллиаму. Хотя у последнего и так уже есть «Страна приливов» — по сути, более жесткая версия той же истории.
Режиссерского креатива Лоуренса хватает максимум на то, чтобы иногда запустить вокруг героев свободно летающую камеру — так он, видимо, показывает хаотичную сущность мира грез. Почти все яркие образы вроде ходящей по городу кровати в фильме взяты напрямую у МакКея. Не стали перенимать только любовь Уинзора к расовым стереотипам (время было другое): их все упаковали в одну безобидную шутку о канадцах. Долго, наверное, выбирали тех, над кем еще можно смеяться.
Но, главное, весь безграничный потенциал сновидческих историй свели к абсолютно вторичной драме о принятии смерти. В самой идее сделать детское кино о сложной проблеме нет совершенно ничего плохого. Вот только в мире, избалованном «Пиксар», сложно проникнуться в миллионный раз повторенными истинами. Боль надо принять, чтобы пережить ее и пойти дальше. Иногда то, что мы вроде бы хотим, — не то, что нам на самом деле нужно. К тому же «Страна снов» проговаривает и без того нехитрые морали вслух: тут есть аж две героини, которые посреди фильма устраивают Немо маленькие сеансы психоанализа и разжевывают заскучавшему зрителю все метафоры.
Такой фундаментальной сценарной пассивности не поможет ни харизма Джейсона Момоа, по сути, играющего местную версию Джека Воробья (играющего неплохо, но зачем — Воробей-то уже есть). Ни искренние старания остальных артистов: Крис О’Дауд, кажется, так вообще слишком хорош для этого кино. «Страна снов» сделана с хорошими интенциями, но совсем не теми руками. Для фильма о фантазиях и грезах в нем удивительно мало хоть какой-то творческой искры.