Камерная драма об афроамериканской семье, прощающейся с травматичным прошлым.
1936 год, Великая депрессия в США. Уилли (Джон Дэвид Вашингтон) и Лаймон (Рэй Фишер) едут из Миссисипи в Питтсбург на грузовичке, кузов которого набит арбузами. Парочка рассчитывает быстро продать товар в Пенсильвании. Уилли останавливается на несколько дней в доме, где живут старшая сестра Бернис (Даниэль Дедуайлер), племянница Марета (Скайлар Смит) и немолодой дядюшка Доукер (Сэмюэл Л. Джексон). В деревянном здании стоит старинное фортепиано, которое Чарльз (Стефан Джеймс), дедушка Бернис и Уилли, взял с собой, убегая от белого рабовладельца. На крышке и по бокам музыкального инструмента вырезаны портреты предков и вся история афроамериканской семьи. Бернис не хочет продавать фортепиано. Уилли рассчитывает выручить за инструмент солидные деньги и купить кусок земли.
«Урок фортепиано» — режиссёрский дебют Малкольма Вашингтона. Брат Джон Дэвид исполняет одну из главных ролей в фильме молодого постановщика, а отец Дензел выступает продюсером. Премьера картины прошла на фестивале в Теллурайде, также драма была показана в Торонто и Лондоне. «Урок фортепиано» считается одним из важных участников грядущей оскаровской гонки.
«Урок фортепиано» является экранизацией одноимённой пьесы классика афроамериканской драматургии Огаста Уилсона. Произведение было написано в 1987 году и принесло автору Пулитцеровскую премию за лучшую драму. Премьера на Бродвее прошла в 1990-м, а в 1995-м вышла телевизионная адаптация пьесы. «Урок фортепиано» стал третьим за последние восемь лет фильмом по произведениям Уилсона, и в третий раз адаптацию продюсирует Дензел Вашингтон. И «Ограды», и «Ма Рейни: Мать блюза» собирали отличный каст и участвовали в оскаровской гонке. Действие всех самых известных пьес Уилсона происходит в родном для драматурга Питтсбурге. «Урок фортепиано» повторно ставили на Бродвее в 2022 году. Из спектакля в экранизацию перекочевали Вашингтон, Джексон, Фишер и Майкл Поттс, играющий Котяру, брата Доукера. Совершенно не удивительно, что актёры как по нотам разыгрывают знакомую пьесу.
Фильм Вашингтона является камерной драмой — основные события разворачиваются в доме в Питтсбурге. И лишь несколько флешбэков проясняют трагическое прошлое афроамериканской семьи, которая смогла перебраться с юга на север страны. Как и положено картинам в замкнутом пространстве по пьесе, «Урок фортепиано» может похвастать выдающимися актёрскими работами. Джексон и Вашингтон не фальшивят, как и другие артисты, но номинацию на «Оскар» пророчат Даниэль Дедуайлер. Фильм едва ли может похвастать художественными изысками, ставка здесь сделана на мощнейшую историю, так что от исходных ограничений жанра никуда не деться.
Старинное фортепиано позволяет рассказать богатую и наполненную трагическими событиями историю одного афроамериканского семейства. Фамилию Бернис, Уилли, Доукера и Чарльза мы так и не узнаем. Наверняка сотни, если не тысячи схожих страшных эпопей разворачивались в Штатах. Драматург Уилсон придумывает для иллюстрации судеб нескольких поколений семьи изящный приём. Фортепиано, фамильная реликвия, несёт все горести и радости рода, но в первую очередь речь идёт о травме.
Бернис не хочет расставаться с музыкальным инструментом, но при этом не притрагивается к клавишам, боясь ворошить прошлое. Для Уилли фортепиано является путёвкой в новую жизнь. Младший брат Бернис хочет переменить участь — продолжать работать на земле, как и предки, но на себя, а не на белого хозяина. Вместе с Уилли в доме в Питтсбурге появляется призрак Саттера (Джей Петерсон) — рабовладельца, жестоко обращавшегося с Чарльзом. Привидение видят и Бернис, и Марета. Фортепиано символизирует травму, которая передаётся из одного поколения в другое, страшные страдания, которые выпали на долю предков. И как бы ни пытались Бернис и Уилли пусть по-разному, но убежать от печального наследия, родственникам предстоит схватка с демонами прошлого.
Если шире понимать пьесу Уилсона, то, конечно, «Урок фортепиано» — фильм о незаживающей ране всего афроамериканского сообщества. Нельзя закрывать глаза на рабство и сегрегацию и стоять в оцепенении, как Бернис. Нельзя забыть о травме и пытаться двигаться вперёд, как ни в чём не бывало, как Уилли. Брату с сестрой нужно договориться и надеяться, что Марета будет чуть меньше страдать и извлечёт правильные уроки. Сильные актёрские работы заставляют с интересом следить за развитием событий в доме в Питтсбурге до самого финала.