Упрощенное и чересчур серьезное кино про убийства афроамериканцев и движение Black Lives Matter
Упрощенное и чересчур серьезное кино про убийства афроамериканцев и движение Black Lives Matter.
Школьнице с необычным именем Старр (видимо, поклон великой песне Бориса Гардинера) 16 лет, а ее жизнь уже делится на два мира. Первый — это семья, друзья детства и малая родина в бедном гетто, второй — престижная белая школа, белые подруги и все такой же белый бойфренд. После очередного перехода из второго мира в первый девушка идет на районную вечеринку, где встречает друга детства и по совместительству первую любовь по имени Халил, который, кажется, пошел по пути наименьшего сопротивления и стал дилером. На обратном пути их останавливает белый полицейский, который, приняв расческу за пистолет, убивает парня. Параллельные миры девушки начинают сталкиваться, а ей самой приходится восстать против очевидной несправедливости.
2018-й можно смело назвать годом остросоциального американского кино — о проблемах афроамериканцев нам талантливо, но не всегда удачно поведали в фильмах «Черная пантера», «Простите за беспокойство», «Черный клановец» и «Слепые пятна». Теперь пришла очередь экранизации одноименного бестселлера и любимца прогрессивной молодежи. Судя по единогласно восторженным рецензиям западных критиков, фильм точно попал в нерв американского общества и языком подростков заговорил о действительно важных вещах. Правда, сняв при просмотре розовые очки с надписью «главное — месседж», можно заметить, что «Ваша ненависть» — это до смешного плохое кино.
Судя по всему, создатели сразу задумались о своей целевой аудитории, поэтому решили не рисковать и подумали вместо них, убрав из фильма все полутона. Особо одаренным даже сделали визуальную подсказку: цветокоррекция всех сцен в гетто выполнена в по-домашнему желтых тонах, а мир лицемерных белых (не только школа, но и дома подруги и парня), наоборот, лишен наполнения и выглядит выцветшим и холодным. Такими же аккуратно расфасованными на хороших и плохих являются персонажи вокруг героини. Вот отец — бывший уголовник, отсидевший чужой срок, чтобы выйти из игры и остепениться. Вот убитый друг — дилер, у которого не было выбора, ведь у бабушки рак, а мать сидит на крэке.
По другую сторону баррикад — полицейский-убийца, который, к удивлению, показан не расистом, а жертвой предрассудков. Там же стереотипная лучшая подруга, которая внезапно заявляет героине на баскетбольном матче «играй так, будто мяч — это жареная курочка», а потом и вовсе сочувствует семье полицейского. И наконец, главный злодей — не система с ее давно закостенелым расизмом, а главарь местной банды Кинг, которому лишнее внимание прессы и полиции может подпортить торговлю наркотиками. На случай если зритель не увидит в персонаже злодея (до отличительных нимбов и дьявольских рогов, к сожалению, не додумались), ему подкинули еще один грешок: когда Старр было 10 лет, Кинг в перестрелке убил ее лучшую подругу, когда те играли в Гарри Поттера. Героиня до сих пор помнит о ней и хранит ее именную волшебную палочку, поэтому решает сдать Кинга, ведь «правила стукачей больше не работают».
Даже обидно, но выделить в «Вашей ненависти» хоть что-то не совсем безнадежное едва удастся. Разве что актеры иногда стараются отыграть роль в такт драматичной музыке, чтобы сделать сцену еще эмоциональнее. На них, судя по всему, и ушел до неприличия раздутый 23-миллионный бюджет — ровно столько же, к примеру, стоят вышеупомянутые «Слепые пятна», «Простите за беспокойство» и «Черный клановец» суммарно. Правда, те и сняты талантливо (сравните со здешним приемом разной цветокоррекции), и вообще с юмором сдирают межрасовые коросты. «Ваша ненависть», наоборот, лишена иронии и выглядит как старческое кино, которое, собственно, губит излишняя серьезность. Здесь брата героини без шуток зовут Севен (в честь седьмого пункта программы «Черных пантер» о том, что нужно положить конец жестокости полиции и несправедливому убийству темнокожих), а катарсис соотносится с финальным «мексиканским противостоянием» между отцом героини, Кингом и ее семилетним (!) братом.
Когда в финале героиня со счастливым лицом заберет из комнаты Халила его волшебную палочку и в очередном пафосном монологе пообещает стать адвокатом, чтобы бороться с несправедливостью, с горечью признаешь, что даже самое плохое кино имеет право на успех, особенно если его социополитическая повестка нисколько не стесняется бить по лбу зрителя.