Сокращенная версия исторической драмы, ставшей самым популярным фильмом в Болгарии.
1668 год. Болгарские земли уже давно находятся под властью Османской империи, и главная задача турок теперь – не завоевать, а исламизировать болгар. Именно с такой целью во главе отряда янычар в родные земли возвращается Страхил. Правда, у него теперь новое имя – Караибрагим. Дело в том, что еще мальчиком Страхил был отдан своим отцом в янычары в рамках так называемого «налога кровью», когда немусульманское население отдавало своих детей в услужение султану. Страхил возвращается не просто с другим именем – он полностью стал другим человеком, и своей ненавистью к христианам удивляет даже турок.
Почти пять столетий Болгария находилась под турецким игом, освободившись от него только в 1878 году. И события, описанные в фильме, можно считать лишь одним из огромного количества драматичных эпизодов того периода. Фильм основан на романе Антона Дончева «Час выбора» (оригинальное название – «Раздельное время») 1964 года. Собственно, и оригинальная версия фильма имеет такое же название – «Раздельное время», ее хронометраж составляет 267 минут. А «Время насилия» – это сокращенная для международного проката и кинофестивалей версия продолжительностью 155 минут.
Проводя аналогию с известной поговоркой «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», про восприятие фильма «Раздельное время» в Болгарии можно было бы сказать: скажи мне, какой твой любимый фильм, и я скажу, что тебя больше всего волнует. Всё дело в том, что в 2015 году Болгарским национальным телевидением был проведен опрос, посвященный столетию кинематографа Болгарии, в котором эта историческая драма была признана лучшей болгарской картиной за прошедшие сто лет.
Стоит отметить, что и книга Дончева, и фильм являются частью дискуссии в болгарском обществе на предмет того, не было ли это всё элементами пропаганды Болгарской коммунистической партией так называемого «возродительного процесса» 1970-1980-х годов, который заключался в политике ассимиляции турок и других мусульманских меньшинств. Антон Дончев всегда отрицал какой-либо заказ, говоря, что всё, что он получил перед тем, как приступить к роману – это семьдесят пять левов на командировку в Родопы. Да и к художественным достоинствам и романа, и картины это не имеет никакого отношения.
У книги Дончева был ошеломительный международный успех. На нее обратили внимание американские киностудии. Лоуренс Оливье хотел сыграть Караибрагима, а Энтони Куинн – Манола. Но БКП не дала ходу международному сотрудничеству. Экранизацию поручили Людмилу Стайкову, который до этого отметился «Ханом Аспарухом». Для него этот фильм стал последним снятым в его фильмографии (был еще «Хан и империя», однако это заново смонтированная версия «Хана Аспаруха»), кульминацией его творчества. Если в «Хане Аспарухе» акцент был сделан на масштаб, то в «Раздельном времени», действие в котором ограничено одной горной деревней в Родопах (всё необходимое оборудование приходилось доставлять туда лошадьми), скрупулезно воссоздана эпоха. И изображение мирного быта (большинство костюмов и украшений были предоставлены местными жителями) впечатляет ничуть не меньше зверств, творимых янычарами. А зверств в фильме много. Когда у автора романа Антона Дончева спрашивали, не слишком ли там всё драматизировано, он отвечал примерно следующее: в романе события тех времен описаны очень мягко, и трудно даже представить, какие боли испытал болгарский народ за пять столетий турецкого рабства.
Кстати сказать, Антон Дончев писал сценарий для этого фильма и даже получил за него гонорар, который в полном объеме перечислил в фонд «1300 лет Болгарии». В 1981 году в Болгарии целый год отмечали 1300-летие Болгарского государства. И курировала подготовку этого масштабного празднования Людмила Живкова – дочь Генерального секретаря ЦК БКП Тодора Живкова. Она занимала пост Председателя Комитета по культуре и искусству и скоропостижно скончалась в возрасте тридцати восьми лет всё в том же 1981 году. Можно предположить, что выпуск фильма «Раздельное время» также планировался как часть этих торжеств. Дончев же в своих воспоминаниях отмечал, что у него были творческие разногласия с Людмилой Живковой, из-за чего он и отказался в итоге от проекта. Или же «спонсоры» проекта отказались от него. В 1988 году фильм всё-таки вышел в прокат. Уже без Дончева в качестве сценариста, но с тем же посылом, который, судя по всему, в спорах с ним отстаивала Живкова – что неофиты могут быть фанатичнее своих учителей.