
Ядовитый инсектарий в многоквартирном доме в пригороде Парижа.
Песчаная открывающая сцена фильма дебютанта из Франции Себастьяна Ваничека вроде бы отсылает к «Экзорцисту». Группа то ли охотников за редкостями, то ли обычных контрабандистов отыскивает в пустыне редкий вид пауков. «Исследователи» терпят потери, но диковинное членистоногое благополучно оказывается в предместьях Парижа у Калеба (Тео Кристин) — энтузиаста, который продает брендовые кроссовки и разводит экзотических насекомых. Пока недовольна всего одна соседка — старшая сестра Манон (Лиза Ньярко), которая не может нормально закончить ремонт в квартире. Но совсем скоро новый жилец станет проблемой уже не семьи, а всего многоквартирного дома — паучиха Рианна пугающе быстро размножается и смертельно кусает.
«Паутина страха» была показана на Венецианском кинофестивале прошлого года, пусть и не в основном конкурсе, а в параллельной программе «Неделя критики». Тем не менее участие в смотре категории А авансом выдает кредит доверия и служит этаким маркером, что хоррор будет связан с травмой, а не с дешевыми спецэффектами четырех пар мохнатых лапок. Пауки и правда выглядят не жанрово гипертрофированно как потешные монстры, а неуютно реалистично — в некоторых сценах насекомых играют насекомые, а не искусство CGI. Поначалу крохотные квартиранты расползаются по дому, словно мурашки по рукам арахнофобов, оказавшихся в зале на сеансе. Но зудящее беспокойство и ощущение ползания не перерастают в хоррор-феерию коконов из паутины, которую навсегда запомнили любители фэнтези, будь то «Властелин колец» или «Гарри Поттер».
Пожалуй, главное противоречие дебюта Ваничека в том, что он слишком простой для сложного и слишком сложный для простого. С одной стороны, «Паутина страха» старательно наматывает нити критики капитализма, социальных нарывов и незащищенности не обеспеченной прослойки населения (в первую очередь мигрантов). В огромном муравейнике то и дело не горит свет и не ездят лифты, по углам торгуют всем чем только можно, а соседи вламываются друг к другу (хорошо если без ножей). В тоскливом и осиротевшем климате паучки стремительно размножаются и пытаются обжить до некоторой степени уже обжитое пространство, оказавшееся на карантине до устранения ползучей заразы (безопасность по прописке не гарантирована).
В динамике стремительного распространения неизвестного вида Ваничек кусает всех понемногу и даже приводит своих героев к тому, что пауки не так страшны, как французские полицейские. Но при всех правильно выбранных болевых точках, фильм не артикулирует ничего конкретного. Параллель между пауками и социальными слоями, оказавшимися по ту сторону благополучия, не складывается в осознанное высказывание, а служит скорее занятным наблюдением. В пищевой цепочке здания ядовитые насекомые остаются на том же месте, на котором были изначально: экзотические пауки делают все, чтобы выжить в существующих условиях, и, в общем-то, не настроены выселить соседей. Даже в самой напряженной сцене прохода по туннелю поселенцы из далеких стран демонстрируют слишком вегетарианское для хоррора спокойствие, когда в коридоре, окутанном паутиной, появляются «незваные гости» (то есть хозяева квартир).
Выживальцы, пробираясь по этажам и комнатам, то ругаются, то мирятся, то выясняют отношения в неподходящий момент и пытаются расставить все точки над i, пока не оказались в мертвой хватке подросших созданий. Лента ритмично движется, периодически срываясь на драматичные крики, и заставляет судорожно проверять, не заполз ли кто под рукав. Но вряд ли «Паутине страха» удастся встроиться в когорту новых хорроров (elevated и не очень). Скорее лента останется напоминанием о том, что, покупая зверушек с рук, нелишним будет проверить документы заводчиков или хотя бы внимательно ознакомиться с особенностями вида, которого подселяешь к себе домой, — и в этом пассаже нет никаких аллегорий.