
Клоун Арт из «Ужасающего» примеряет новый образ демонического грызуна в шортах и кепке.
Место действия — нью-йоркский паром, регулярно перемещающийся между Манхэттеном и Статен-Айлендом, символизирующий границу между ожиданиями и реальностью. Именно здесь из старого заброшенного люка на нижней палубе выбирается Вилли — зловещий мышонок с жестокими привычками убивать. Он же Клоун Арт, только в новом костюме — кепка, шорты и фирменный насвист. Фильм, с одной стороны, работает как классический слэшер-аттракцион: за 90 минут умудряется вместить обезглавливание, точные выстрелы из гарпуна, удары по головам в стиле Looney Tunes и даже отрезание члена (а куда без этого?). Но, с другой стороны, в «Микки Монстре» за литрами крови проглядывает кое-что еще.
После того как в 2024 году истек срок действия авторских прав на первые мультфильмы с участием Микки Мауса, в культурное поле ворвалась новая волна «злых» версий классического персонажа: ранее мы уже видели «Мышеловку Микки» Джэми Бэйли и столкнулись с «Ужасной мышью» Брендана Петриццо. Теперь пришло время «Микки Монстра» Стивена Ламорта. Вопреки всем ожиданиям, это не просто кровавый аттракцион с узнаваемым героем. Это еще и попытка порассуждать о страхе никогда не найти себя в стремительно меняющемся мира, об одиночестве в большом городе, и, конечно, о тотальном кризисе идей.
Пока мышь зверствует, герои разбавляют жутковатую атмосферу своеобразным рабочим реализмом и ведут философские беседы про то, что «грязь тоже надо уметь ценить». Фильм особенно точно передает настроение города: Нью-Йорк — не очередная локация, а почти персонаж, равнодушный к попыткам жителей найти себя. Селена (Эллисон Питтел), студентка из Миннесоты, никак не может найти силы следовать за мечтой и создавать невероятные наряды для столичного подиума. Еще немного, и она откажется от конкуренции, бросит учебу и вернется домой. С одной стороны ее история проста, с другой — она добавляет причин для обсуждения фильма. Благодаря Вилли Селена понимает, что достойна большего и отказывается от идеи возвращения к родителям. Получается, серийный убийца помог девушке обрести уверенность?
Ламорт не только предлагает похихикать над неожиданными выводами, но и сам посмеивается над Disney, их бесконечными ремейками и переработками. «Микки Монстр» буквально и метафорически топит «Мышиный дом», здесь представляющий собой паром, от которого давно пора отказаться. Корабль чинят, латая дыры, лишь бы не строить новый — это и про Disney, да и чего скрывать, про индустрию в целом. Эпиграфом к фильму стала цитата самого Уолта Диснея, но его образ здесь переосмыслен: он не мультипликатор, а капитан корабля, который однажды был для Вилли отцом. Анимированные кадры, рассказывающие о прошлом мышонка, сделаны в духе оригинального «Пароходика Вилли». Они добавляют фильму странной искренности, — будто мы на секунду действительно возвращаемся в 1928 год, чтобы пересмотреть все заново, и приглядеться к оригинальному Микки, которого давно знаем. Вообще-то, он и правда не был таким уж добрым: присваивал себе звание капитана чужого корабля, устраивал балаганы, издевался над животными (дергал котов за хвост, надевал ведро на голову птице и вытягивал их шеи, чтобы они издавали нужные звуки). Так что «Монстр» — не столько искажение, сколько развитие и без того сомнительного героя.
Исполнитель главной роли Дэвид Ховард Торнтон, уже получивший культовый статус за роль Клоуна Арта, добавляет к злодейскому образу толику неожиданного обаяния. Режиссер хитро играет с ожиданиями зрителя: поначалу можно предположить, что Вилли — гигант, пока в кадре не появляется крошечная фигурка, насвистывающая знакомые мелодии и движущаяся с мультяшной пластикой. Вилли Торнтона действует не как ужасающий монстр, а как вечный шутник без чувств. Его нападения — это представления, а жертвы — участники комедийного шоу, не успевшие выучить реплики.
Юмор, правда, не всегда работает так, как задумано. Многие гэги, особенно те, что рассчитаны на тик-токовую аудиторию, кажутся уставшими и затянутыми: да, мы поняли, что принцессы тоже делают «ахегао», спасибо. Да и стремительные отказы героев спускаться в темные помещения после «Варвара» Зака Креггера звучат уже не так свежо и задорно. Забавной кажется как бы случайная отсылка к «Титанику»: Селена и ее возлюбленный Пит (Джесси Пози) на свой лад повторяют прощание Джека и Роуз, когда корабль начинает заполняться водой. А еще в фильме на пару минут появляется Тайлер Пози, знакомый аудитории нулевых по роли главного оборотня в мистическом coming-of-age сериале «Волчонок». Вероятно, он выполняет ту же функцию, что недавно была у Рэйчел Сеннотт в «Холланде» — просто привлекает дополнительное внимание к фильму своим участием.
Пространство парома работает на ура: полузатопленные комнаты, ржавые лестницы, свисающие провода. Это не пафосный круизный лайнер, а настоящий жуткий организм, где за каждым углом может поджидать смерть. Кажется, что как и в случае «Треугольника» Кристофера Смита и «Корабля призраков» Гари Шора, этот паром был рожден для хоррора (съемки, кстати, проходили на реальном судне). Но если в первом случае режиссер использовал корабль, чтобы поиграть с временной петлей, а во втором вооружался мистической легендой трансатлантического лайнера «Королева Мэри» и отправлялся на поиски мертвецов, то здесь корабль используется в качестве замкнутого пространства, где орудует серийный убийца. Для героев паром — это часть Нью-Йорка, а Нью-Йорк — это не только огни, небоскребы и блестящие витрины, это еще и люки, из которых лезут забытые чудовища.
В фильме хватает недостатков: некоторые диалоги будто написаны на коленке или не были прописаны вовсе, а мораль простая до невозможности, но у картины не отнять кэмпового обаяния, — «Микки Монстр» точно не боится показаться глупым и/или странным, и к финалу складывается в крепкий образец b-movies: тут тебе и сатира, и пародия, и искреннее восхищение возможностями хоррора.
Фильм Стивена Ламорта не изменит ваши взгляды на жизнь, но он точно справится с задачей стать вечерним развлечением для рядового зрителя и поводом для беспокойства для исследователя. Что нас ждет впереди? Как долго продлится тренд на «извращенное детство»? Встретятся ли злобные герои сказок во взрывающем мозг кроссовере, как когда-то встретились персонажи «Монстров Universal»? И кто станет следующим? Впрочем, на последний вопрос дать ответ можно уже сейчас: в 2025 году общедоступным стал образ морячка Попая, и с его участием уже снято как минимум три хоррора — «Месть Попая», «Разрази меня гром», «Мокрячок Попай». Последний появится в российском прокате уже этим летом. Сил нам всем.