Смелая криминальная драма с Оливией Колман и Дэвидом Тьюлисом о настоящей любви, эскапизме в мир кино и безжалостном убийстве пенсионеров.
Живущие во Франции британцы Сьюзан (Оливия Колман) и Кристофер (Дэвид Тьюлис) искренне любят друг друга, но бедствуют в чужой стране: она тратит последние деньги на связанные с кино безделушки (в первые минуты ей удается выкупить оригинальный постер фильма «Ровно в полдень» с ее любимым Гэри Купером), он не может найти работу и расплатиться с долгами, потому что не владеет французским языком. Очередное проваленное собеседование вынуждает Кристофера позвонить мачехе и попросить денег — во время разговора он признается, что когда-то оступился и стал соучастником убийства. Та моментально сообщает об этом в полицию, которая находит на заднем дворе дома родителей Сьюзан их останки.
«Садоводы» начинаются с нескольких спойлеров: титры сообщают о том, что супружескую пару Эдвардсов осудили на 25 лет еще в 2014 году (они настаивают на невиновности), а еще, что все это — реальная история. Насмотренная аудитория может прикинуть два варианта развития сериала. Либо создатели представят произошедшее как дотошный тру-крайм-детектив, встающий на сторону героев и оспаривающий жестокий приговор критикой антигуманной судебной системы. Либо строки в духе «Фарго» намекнут, что все это на самом деле выдумка и сейчас начнется наполненная черным юмором криминальная комедия про придурковатых убийц, которые нелепо выдали себя.
Однако создатели выбрали не самое очевидное развитие событий — они превратили «Садоводов» в лишенную классической интриги мелодраму. Эдвардсы и правда убили пенсионеров. Отчасти радикальное и проблематичное решение романтизировать преступников тем не менее принесет в финале нужный результат — тяжело оставаться равнодушным, когда в последние секунды появятся все те же титры о том, что «Эдвардсов осудили на 25 лет, но они настаивают на невиновности». Эта странная симпатия к убийцам рождается не из-за обеления их имени или намека на то, что родители Сьюзан заслуживали смерти, а благодаря попытке копнуть чуть глубже новостных заголовков. В «двух нуждающихся в деньгах убийцах», как их преподносили СМИ, можно разглядеть обычных людей с несбывшимися мечтами, которые любят друг друга и, конечно, кино.
Успех «Садоводов» построен на достижениях четырех человек. Во-первых, дуэта людей за кадром — сценариста Эда Синклера, мужа Оливии Колман, который не просто написал отличную роль для жены, но и увидел в рядовом преступлении материал для уникального криминального сериала. И его соавтора режиссера Уилла Шарпа (этой осенью он отметился ярким байопиком «Кошачьи миры Луиса Уэйна»), который мастерски воплотил в жизнь концепт, скрестивший серую реальность и яркое воображение, вдохновленное любимыми фильмами. Визуальные средства — главная фишка сериала: Шарп стилизует фантазии героев под старое голливудское кино, элегантные мелодрамы и героические вестерны, выводит на стены изображения с проекторов, использует камеры наблюдения и записи с допросов, наконец, гоняет героев по театральным декорациям и не стесняется показывать в кадре съемочную группу. Похожий мета-слом был в недавних «Сценах из супружеской жизни», где Джессика Честейн и Оскар Айзек проходили по соблюдающей все антиковидные меры площадке, после чего перевоплощались в своих героев. В «Садоводах» это сделано намного радикальнее и артистичнее.
Другой важный дуэт сериала находится внутри кадра: речь идет об Оливии Колман и Дэвиде Тьюлисе. Первая в последние годы собирает награды мешками за свои работы в кино и на телевидении — вот и здесь она блистает в роли уязвимой, «хрупкой», как ее постоянно называет Кристофер, и немного манипулятивной женщины, страдавшей от эмоционального абьюза со стороны родителей. С Тьюлисом обратная ситуация — это талантливейший актер своего поколения (см. фильм «Обнаженная», где он сыграл одну из лучших ролей в истории), который в последние годы затерялся на вторых планах и в сомнительных проектах. Здесь он удивительным образом чередует наивное смятение и робость с агрессией, когда чувствует нападки на жену со стороны детективов. Получается как минимум убедительно, но, как и в случае с Колман, стоит брать несколько выше: это одни из лучших актерских перформансов, которые можно было встретить в сериалах этого года.
«Садоводы» построены на двух противоположных принципах: это старомодная, полная гуманизма трагичная история любящих друг друга преступников и в то же время постмодернистский, экспериментальный проект, который бросает вызов зрительскому представлению о том, каким может быть современный сериал. Такое многообразие идей вроде бы должно привлечь максимально широкую аудиторию, но, кажется, оно скорее отпугнет зрителя и превратит «Садоводов» в еще один недооцененный и оставленный без заслуженного внимания сериал.