Эмоционально выматывающая и напряженная история с отличными актерскими работами Шона Бина и Стивена Грэма.
Марк Кобдэн (Шон Бин) только что получил четыре года тюрьмы: он снова напился, сел за руль и насмерть сбил велосипедиста. За решеткой ему — интеллектуалу и обычному учителю, который последний раз дрался 40 лет назад, — очевидно, не место: другие заключенные чувствуют слабость Марка, поэтому норовят лишний раз пнуть беспомощного тюфяка или плюнуть ему в кашу. Впрочем, страх физической расправы — не единственное, что мучает героя. Он чувствует вину из-за преступления, за которое никогда не сможет себя простить. В той же тюрьме работает Эрик (Стивен Грэм) — строгий, но честный надзиратель, которого ставят перед неожиданным выбором: либо он будет выполнять просьбы главаря одной из банд заключенных, либо сыну Эрика, отбывающему срок в одной из соседних тюрем, не поздоровится.
Из-за участия Шона Бина, чьи персонажи, как известно, подозрительно часто мрут на экране, «Срок» выглядит как очень странная шутка над амплуа актера и зрителем: мало того что он играет человека, который в этот раз сам совершает убийство, так еще и попадает в место, где его могут в любой момент убить. Участие актера в сериале, конечно, многократно усиливает эффект саспенса — во время очередной атаки на Марка трудно выкинуть из головы судьбу большинства персонажей актера, оттого непроизвольно гадаешь, а умрет ли экранный Бин в этот раз. Впрочем, «Срок» заслуживает внимания зрителя не только из-за глупых шуток, связанных с Шоном Бином; это в первую очередь небольшой подарок для тех, кто любит реалистичные, приземленные и лишенные голливудского пафоса драмы, которые цепляют не чередой сюжетных твистов, а гнетущей и удушливой атмосферой.
«Срок» — это новый проект сценариста Джимми МакГоверна, который в своем творчестве воспевает жизнь и ошибки среднего класса, обычных работяг, попавших впросак, уникальную ситуацию, которая спокойно может сломать им жизнь. В его богатой сериалографии есть среди прочего «Улица» — антология драматических историй из жизни соседей с одной улицы, или «Обвиняемые» — тоже антология, сборник эпизодов о том, как самые обычные люди преступают черту закона и попадают на скамью подсудимых. «Срок» — это такое закономерное развитие идей МакГоверна: с одной стороны, это попытка очень сухо и детализированно показать повседневность оступившегося и попавшего в тюрьму человека, с другой — возможность продемонстрировать моральную дилемму обычного работника, который вполне мог бы оказаться чьим-то соседом.
Главное достоинство мини-сериала сводится к тому, что МакГоверн предан сеттингу и своим героям, так что ни о каких гениальных побегах, арестантских метаморфозах и удачных случайностях не может быть и речи. «Срок» скорее напоминает классический character study — все реже встречающееся на ТВ сценарное упражнение, цель которого понять созданного персонажа и проследить его развитие в заданных условиях. Из-за такого формата результат кому-то может показаться неоднозначным: «Срок» — это вроде одна из самых честных и реалистичных тюремных драм со времен «Пророка» Жака Одиара и «От звонка до звонка» Дэвида МакКензи, но в то же время просто хорошо рассказанная история, которой в отдельные моменты недостает голливудской динамики и эффектного хлопка в финале.
МакГоверн не рифмует истории героев через надуманные параллели и не сводит их к общему выводу. Например, история искупления Марка лишена дидактизма и морализаторства, хотя, казалось бы, посвящена вождению в пьяном виде. Впрочем, по-настоящему удивляет то, что происходит с Эриком: МакГоверну удается написать драму, расположенную из-за морального конфликта в серой зоне и способную в кои-то веки заставить зрителя спросить у себя, а как бы он поступил в такой ситуации. И эта амбициозность вряд ли бы окупилась, если бы Эрика сыграл не Стивен Грэм — вечно недооцененный актер, привыкший сидеть на вторых планах. Как и пару лет назад, после отличного мини-сериала «Чужие грехи», Грэм вновь создал портрет раздираемого изнутри, но пытающегося казаться непоколебимым снаружи героя, которому физически сложно не симпатизировать. А ведь это талант, которым наделены лишь единицы актеров.