Мультижанровый каминг-оф-эйдж о трудностях подростковой самоидентификации.
В отечественный прокат ожидаемо не выходит новый пиксаровский мультфильм «Я краснею», однако в связи с многочисленными пандемийными ограничениями (благодарите вирусы за это) его уже можно посмотреть в формате онлайн — как в России, так и за ее пределами. В отличие от предыдущей ленты студии — душевного, но довольно незамысловатого «Луки», — «Я краснею» поднимает множество неоднозначных экзистенциальных вопросов, предлагая зрителям самостоятельно определиться с ответами.
Главная героиня мультфильма — тринадцатилетняя школьница по имени Мейлин «Мей» Ли, девочка с китайско-канадскими корнями, перфекционистка поневоле и главная претендентка на звание «дочь года». В неугомонном стремлении быть лучшей во всем Мейлин ожидаемо забывает о личных желаниях и даже собственных друзьях. Впрочем, стоит ей отвлечься на пресловутые мысли о симпатичных мальчиках, как в комнате появляется гиперопекающая мама, явно не желающая делить внимание дочери с кем-то еще. Все идет вверх дном, когда однажды ночью сбывается древнее родовое проклятие — теперь при каждом минимальном всплеске эмоций Мейлин превращается в гигантскую красную панду, и только глубокий внутренний дзен способен вернуть ее в тело обычной девочки.
Режиссеркой «Я краснею» стала китаянка Доми Ши, создательница оскароносной короткометражки «Бао», которая во многом вторит «Я краснею» — в обоих мультфильмах во главе угла стоят детско-родительские отношения, трудности взросления и выхода из родового гнезда. Примечательно, что для азиатской культуры, которая, в отличие от западной, всегда тяготела к своим корням, проблема родительской сепарации остается особенно актуальной даже в двадцать первом веке. Связано это в первую очередь с общей несвободой китайского народа, веками тоталитарной диктатуры в стране, она по большому счету стала фундаментом для развития современного общества. В то же время для американской (да и любой европейской) аудитории, которая была и продолжает оставаться главным потребителем мультфильмов Pixar, подобные темы не лежат на острие ножа, а контролирующие родители не встречаются столь повсеместно.
Вероятно, именно по этой причине «Я краснею» не ограничивается одними лишь вопросами гиперопеки, по ходу развития сюжета обретая все новые и новые смыслы. То, что начиналось как классическая история подросткового бунта, превращается в напряженный кризис самоидентификации: китайская девочка, выросшая и воспитанная в канадской культуре, должна сделать сакраментальный выбор между внутренней свободой и умеренностью, западными и восточными ценностями. Следом за трансформацией общего тона повествования меняются и жанры мультфильма — здесь нашлось место и для неуклюжей подростковой комедии, и для хрестоматийной социальной драмы, и даже для эпохального кульминационного блокбастера, когда гигантская панда подобно пушистому Кинг Конгу разрушает самый большой концертный зал города Торонто.
На фоне общей голливудской тенденции к азиатскому кинематографу «Я краснею» не только идеально вписывается в контекст, но и апеллирует к китайскому кинорынку, на котором, как мы все знаем, держится весь мировой прокат. В то же время привычная аудитория Pixar также не остается в накладе — для них здесь припасен целый мультижанровый аттракцион, подобного, кажется, не было со времен выхода «Вверх». При этом, что важно, мультфильм не обесценивает традиции западной и восточной культуры, предоставляя своей героине шанс своими силами решить, кем она видит себя в жизни. Со всеми вытекающими из этого выбора последствиями.