Еще один разговорный и не очень напряженный триллер о поимке серийного убийцы на закате СССР.
Советский Союз, вторая половина 1980-х. Рядом с правительственными дачами на Рублёвском шоссе находят несколько тел подростков. На мальчиках нет одежды, трупы истерзаны. За расследование берутся неопытная следовательница Одинцовской прокуратуры Наталья Добровольская (Александра Бортич), сдержанный представитель Генеральной прокуратуры СССР Валерий Козырев (Александр Яценко) и грубый, предпочитающий словам кулаки ростовский оперативник Евгений Боков (Иван Янковский). На юге страны ловят Андрея Чикатило. По одной из версий, маньяк из Ростова «отправился на гастроли» в Подмосковье. Потому к делу привлекается Боков. Отношения в команде не складываются, следователи выдвигают различные предположения. Улик нет, а единственный свидетель, который, возможно, видел маньяка, ― школьник Игорь (Станислав Соломатин). Вероятно, у ребёнка просто разыгралось воображение, потому что на рисунках мальчика изображён великан в балахоне и с длинными волосами.
В названии основанного на реальных событиях сериала скрывается имя маньяка, которого ищут следователи. Фишер — прозвище Сергея Головкина. Жертвами преступника с 1986-го по 1992 год в Одинцовском районе Московской области стали как минимум 11 мальчиков и юношей. Шоураннерами и авторами сценария сериала о жестоком серийном убийце стали Сергей Кальварский и Наталья Капустина. Создатели в течение года общались со следователями, искавшими Фишера, читали тома уголовного дела и изучали фото- и видеоматериалы допросов. Режиссёрами всех эпизодов стали Любовь Львова и Сергей Тарамаев («Зимний путь», «Метаморфозис» и сериал «Чёрная весна»).
Сегодня российские проекты часто уходят в чистый жанр комедии, хоррора или триллера. Но безопасное расстояние в виде трёх, а то и более десятков лет позволяет говорить о проблемах прошлого и даже намекнуть на настоящее. Если «Нулевой пациент» говорил о лжи со стороны властей, отсутствии информирования граждан о жизненно важных вопросах и преступной халатности органов, то «Фишер» — история о плодородной для появления маньяков почве разлагающегося государства. Чиновники и следователи различных уровней не стремятся остановить серию убийств, а лишь пытаются переложить ответственность на другого. Преступления замалчиваются, а фасад страны остается кристально белым.
Наверняка авторы проекта смотрели «Настоящего детектива», «Семь», «Зодиака», «Воспоминания об убийстве» и другие эталонные ретро-триллеры. Но советские реалии навевают параллели скорее с недавними «Чикатило», «Душегубами» и «Казнью». К счастью для кинематографистов, на сломе эпох, в конце 80-х — начале 90-х, маньяков в нашей стране было предостаточно, так что материала для жутких историй о поимке серийных убийц хватит на много лет. Можно вспоминать реальные события или рисовать собирательные образы. Надоели фильмы и сериалы про Чикатило? Пожалуйста, Головкин к вашим услугам. А в «Фишере» на втором плане мелькает и уже пойманный Анатолий Сливко. Маньяк и педофил из Ставропольского края достоин спин-оффа или приквела.
Беда отечественных ретро-триллеров о серийных убийцах в повторяемости стандартных режиссёрских приёмов. Мрачные мужчины (и нечасто женщины) в костюмах и плащах ходят по лесам под тревожную музыку, изредка где-то в кустах мелькнёт неясная фигура, трупы множатся, оперативники от бессилия срываются и ссорятся, параллельно ловят ещё несколько подозрительных граждан, но трагедии продолжаются.
Впечатляет актёрский состав сериала. Янковский, Яценко и Бортич вместе, да ещё и в непривычном амплуа. Но артисты зажаты в банальные рамки. Добровольская терпит злые выпады коллег и вынуждена доказывать состоятельность как оперативницы. Козырев хамит жене, а на работе выглядит паинькой и пытается следовать букве закона. Говорящий с невыносимым ростовским акцентом Боков, чей брак трещит по швам, постоянно унижает Добровольскую, готов избить первого попавшегося под руку подозреваемого и много злится по мелочам. Можно списать эмоции персонажей на накаленные нервы, ведь где-то рядом маньяк жестоко убивает детей, но плоские образы доведены почти до абсурда.
Как и положено ретро-триллеру, юмора в «Фишере» нет, уж больно тема тяжёлая. Большую часть экранного времени следователи спорят, расследование продвигается томительно медленно, жестокие эпизоды встречаются крайне редко.
Жанр ретро-триллера о расследовании жестоких убийств — благородный, популярный и всегда находит своего зрителя. А вот отыскать режиссерский почерк Тарамаева и Львовой в «Фишере» невозможно. Это качественно сделанный проект, но совершенно ничем не удивляющий. Наверняка даже создатели однотипных сериалов устанут и попытаются придумать что-то новое, но до счастливого времени экспериментов с формой и содержанием ещё нужно дожить.
Смотрите сериал «Фишер» с 8 февраля на more.tv.