Порция графического вуайеризма от самого плодотворного сценариста Голливуда.
В середине осени на стриминги обрушился настоящий «мёрфепад» — самый плодотворный голливудский сценарист Райан Мёрфи, широко известный по антологиям «Американская история ужасов» и «Американская история преступлений», выпустил одновременно сразу четыре новых проекта. В эфире FX стартовали байопик «Американская история спорта» и христианский хоррор «Гротеск», на Netflix вышел второй сезон тру-крайма «Монстр: История братьев Менендес», а ABC порадовал зрителей медицинской драмой «Доктор Одиссей». Из всех перечисленных «Гротеск», пожалуй, самый рискованный, эпатажный и извращенный — ряд западных критиков бойкотировали просмотр шоу из-за травмирующего графического насилия, которое выходит далеко за пределы традиционного «мыльного» контента Мерфи. Впрочем, у первого сезона «Гротеска», который не так давно прошел свой экватор, определенно есть шанс получить «зеленый свет» на продолжение и преданную аудиторию зрителей-синефилов (главное, чтобы нервы выдержали).
Главная героиня — детектив Лоис Трайон (Ниси Нэш) — расследует цепочку жутких убийств с религиозным подтекстом, постепенно углубляясь в депрессию и алкоголизм. Дела в семье Лоис не ладятся: месяц назад ее супруг Маршалл (Кортни Б. Вэнс) попал в реанимацию и до сих пор находится в больнице; дочь Мерритт (Рэйвен Гудвин) страдает от пищевого расстройства и почти не выходит из дома. В надежде сбежать от бытовых проблем Лоис с головой уходит в поиски маньяка, кровожадность которого, кажется, растет с каждой новой атакой. Однажды к делу Лоис совершенно внезапно подключается монашка-журналистка Меган Дюваль (Микаэла Даймон), убежденная, что преступник как-то связан с местной христианской общиной, ведь его убийства носят религиозный характер. Дюваль — не самая типичная монашка: она любит фастфуд и истории про маньяков, а еще неровно дышит к молодому пастору Чарли (Николас Александр Чавес), который тайно практикует БДСМ.
Как и все наиболее известные проекты Мёрфи, «Гротеск» — настоящий кладезь постмодернизма, целиком состоящий из заимствований и поп-культурных оммажей. На этот раз сценарист «Американской истории ужасов» нацелился на культовый триллер «Семь» Дэвида Финчера и не менее культовый сериал «Ганнибал» Брайана Фуллера. У первого «Гротеск» берет фактуру убийцы — религиозного фанатика, цитирующего Старый и Новый завет в самых диких, извращенных формах. Каждое место преступления в «Гротеске» изобилует видом тошнотворных, очень реалистичных трупов со всеми анатомическими подробностями. После просмотра отдельных эпизодов особо сердобольный зритель может случайно освободить желудок от остатков обеда. От «Ганнибала» новому хоррору Мёрфи передалась эстетика и, конечно, любовь к кулинарии: сцены с приготовлением пищи в сериале превращаются в околопорнографический опыт. Вот только аппетита все это не прибавляет.
Названное в честь уродливо-комического стиля шоу большую часть времени даже не пытается быть смешным, оставаясь просто мерзким и отталкивающим. Создается впечатление, что Мёрфи окончательно утратил всякую фантазию и решил уйти в голый эпатаж. Увы, шокирующее графическое насилие в сериале не несет ничего, кроме театрального эффекта. «Гротеск» — своего рода доза шоковой терапии для искушенного тру-краймами зрителя, к которой он, вероятнее всего, готов не будет. Персонажи сериала воплощают в себе карикатурные образы смертных грехов — жадность, похоть, чревоугодие, гнев, — не особо претендуя на глубину и человечность. Однако этого оказывается достаточно для того, чтобы слепить единую псевдорелигиозную концепцию, которая, опять же, не несет в себе ничего, кроме пустого символизма.
Отсутствие границ и морали с самого начала задает «Гротеску» дурной, вульгарный тон, ставя сериал в один ряд с трэшовыми хоррорами в духе «Человеческой многоножки» или, например, «Свадебной вазы». Очевидно, превратить каннибализм в особый вид искусства, как это в свое время сделал Брайан Фуллер, Мёрфи не может — «Гротеск», несмотря на дорогой продакшен, существует на так называемых «низких вибрациях», вытаскивая наружу самые мрачные и извращенные стороны человеческой души. Просмотр подобного шоу может принести удовольствие только особой категории зрителей, которые вряд ли входят в мейнстрим. Для всех остальных «Гротеск» — не просто пустая, но и весьма неприятная трата времени.