Нелепая комедия со множеством стереотипов о провинциальной жизни.
2003 год. Кафе «Куба» стоит у федеральной трассы, а потому основные клиенты — дальнобойщики. Владелица заведения Тамара (Марина Федункив) начинала бизнес ещё в девяностые с мужем Борисом, но супруг давно ушёл из семьи. Много лет спустя в дверях кафе появляется Наташа (Мария Смольникова), вторая жена Бориса. Незваная гостья заявляет о кончине супруга и своих правах на половину кафе. За желудок дальнобойщиков разворачивается борьба: Тамара готовит фирменные пельмени, а Наташа специализируется на спагетти. А ещё две супруги Бориса хотят подзаработать, чтоб отстроить стоявшую рядом с кафе гостиницу.
Все эпизоды сериала сняла Жанна Кадникова, прославившаяся работой над хитами ТНТ «Реальные пацаны», «Универ» и «Улица». Сценарий постановщица написала в соавторстве с Алексеем Малышевым, Андреем Поповым и Мариной Никольской. Все давно специализируются на незамысловатых комедиях для ТНТ.
На постере с пельменями красуется Марина Федункив, звезда «Реальных пацанов», «Фитнеса» и «Бабушки лёгкого поведения», пару актрисе на экране составляет Мария Смольникова, недавно игравшая жену Шаляпина и более известная как театральная артистка. Сочетание интересное, но дальше создания клишированных образов развитие персонажей не продвигается. Если Тамара говорит с дальнобойщиками на близком к блатному языке, в любой момент готова дать сдачи и привыкла к суровым законам ведения бизнеса в девяностые, то хрупкая Наташа интеллигентна, вежлива и выбивается из общего фона.
«Кафе “Куба”» — ситком, поэтому необходимо собрать вокруг заведения как можно больше странноватых, но забавных персонажей. На первых же минутах прямо у входа из дорогой иномарки вываливается невеста в подвенечном платье по имени Ангелина (Виктория Клинкова). Не подготовленная к жизни около федеральной трассы несостоявшаяся жена будет тщетно пытаться без денег вернуться в Москву. Беременная официантка Алёна (Наталья Шелепова) узнаёт об измене любимого Славы (Михаил Бочаров) и готовится в одиночку воспитывать ребёнка. Отдельная большая сюжетная линия у местного решалы Игоря (Григорий Чабан). Раз за разом вместе с непутёвыми помощниками бандит, метящий в предприниматели, попадает в анекдотические ситуации и едва ли становится богаче. Игорь хоть и носит кожаную куртку — необходимый атрибут крутого парня, но ведёт себя культурно и к насилию лишний раз не прибегает. Решала, как и Наташа, выглядит белой вороной, искусственным элементом цельного мира.
Понятно, что «Кафе “Куба”» позиционируется как лёгкая телевизионная комедия, ориентированная на самого широкого зрителя, но зрелище местами пугающее. Персонажи словно бы попали в чистилище и никак не могут выбраться из злополучного места, где время остановилось. Девяностые, которыми продолжают всех пугать, закончились, а сытые нулевые, как в столице, так и не наступили. И дальнобойщики, и владелицы кафе, и местные жители вынуждены отыгрывать зацикленные ситуации, из которых нет выхода. Первый сезон состоит из 20 эпизодов, но приключения Тамары, Наташи и остальных могут длиться вечно.
Наверное, нулевые выбраны и как возможность вновь промолчать о дне сегодняшнем, и отойти от утомивших девяностых. Но сериал никому ничего не говорит ни о прошлом, ни о настоящем. Слишком жирными мазками прописаны персонажи, а повествование изобилует штампами, которые воспроизводятся на российском телевидении уже десятилетиями. Достаточно вставить в диалоги словечки «чпокнуться» и «побарагозить», и почему-то должно стать смешно.
Сериал пытается ностальгировать по нулевым, поэтому, наверное, целевой аудиторией являются люди от 40 и старше. Но и более молодому поколению будут знакомы хиты «Мумий Тролля», «Зверей», Глюкозы и «Ленинграда». Саундтрек эклектичный и призван вызывать радость от узнавания треков.
«Кафе “Куба”» выходит на экраны в 2023 году, но и тематически, и стилистически выглядит устаревшим на пару десятилетий. Можно, конечно, сказать, что сериал соответствует изображаемому времени, но едва ли подобная художественная задача стояла перед создателями. Снова посмеяться над убогостью провинциальной жизни и неудачами незадачливых граждан, снова почаще использовать вульгаризмы и максимально упростить конфликты. К сожалению, среднестатистические телевизионные комедии остановились в придуманной ими же реальности и сдвигаться не собираются. А аудиторию, похоже, судя по рейтингам, всё устраивает.