
Неофициальный спин-офф «Холопа» от продюсера Сергея Светлакова.
Обычный московский школьник Стёпа (Алексей Лукин) не сдал экзамен по истории и вместо семейного отдыха в Турции в наказание на всё лето отправлен к бабушке в деревню. Современный подросток совершенно не привык к замкадовскому образу жизни, но он ещё не знает, что помимо выезда из родного города его ожидает самое настоящее путешествие во времени. Оказавшись в 1612 году, Стёпа будет должен не только ощутить на себе все тягости Смуты, но и познакомиться с дальним родственником (Николай Шрайбер), местным атаманом (Алексей Кравченко) и его прекрасной дочерью (Виктория Разумовская). В компании новых друзей (Константин Мирошников и Александр Новиков) и сомнительного наставника (Георгий Дронов) школьник подтянет свои знания по заваленному предмету, немного встряхнёт древнее общество и даже поучаствует в настоящих исторических событиях.
Для режиссёра Игоря Зайцева «Казачок» — не первый проект, созданный для телевидения. На его счету числятся и «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли, и фильм с его же участием «Каникулы строгого режима», и относительно свежая трилогия об Остапе Бендере. Однако новый сериал стал первой совместной работой режиссёра со стриминговым сервисом Premier, основанным на базе телеканала ТНТ.
Попаданчество как сюжетообразующий приём художественных произведений уже не одно десятилетие успешно функционирует в литературе и кинематографе. В российском поле дискурса скачки во времени нередко связаны с событиями Великой Отечественной войны, однако, пожалуй, одним из самых ярких примеров использования приёма последних лет можно считать фильм «Холоп». Пусть и с некоторыми условностями, но его герой «попадает» в прошлое, где должен пройти «путь исправления», прежде чем сможет вернуться в настоящее. «Казачок» работает по той же сюжетной схеме, с разницей лишь в действительном перемещении во времени и известном по «Назад в будущее» правиле путешествия (изменения в прошлом могут помешать рождению главного героя в настоящем). Правда, правило это влияет на развитие истории в самом стандартном своём варианте. В общем-то, как и все ключевые аспекты сериала. За героя нет смысла переживать, Стёпа в любом случае выберется из любой передряги, каждый им встреченный обязательно станет другом, а кто не станет — непременно окажется злодеем, и в конце молодой человек обязательно будет вознаграждён удовлетворением романтического интереса. Просмотр «Казачка» перманентно преследуется состоянием дежавю, стойким ощущением, что ты где-то всё это уже видел. И персонажи, и демонстрируемые события даже не отдают привкусом вторичности или третичности, а представляют собой яркий образец поверхностной банальности.
И подобное положение вещей актуально не только для побочных сторон сериала, но и в первую очередь для качества юмора. Подобно своему главному герою, шутки в «Казачке» также совершают перемещение во времени, правда, оказываясь не в XVII веке, а в начале 10-х годов века XXI. Марвел, косплей, смузи — это лишь краткий список «модных» слов, которыми в 99% случаев не к месту пестрит сериал. Современные технологии, оказавшись в прошлом, разумеется, не нуждаются в зарядке электричеством, пока этого не потребует сюжетный ход, а актуальные идеи в лоб будут переизобретены самым примитивнейшим юмористическим образом. В юморе и заключается вторая основная проблема «Казачка». Для телеканала ТНТ, привыкшего к активной работе с «шутками для взрослых», сериал, по всей видимости, оказывается слишком «детским». В своей беззубости не дотягивающий даже до отметки возрастного ограничения в 6+ (хотя ему присвоено ограничение 16+), он совершенно не справляется со своей важнейшей задачей — быть смешным.
Однако комедийная инертность не мешает «Казачку» оставаться очаровательно нелепым. В своей безусловной наивности сериал будто бы так и хочет казаться снисходительно безвредным, на деле вновь обращаясь к сомнительному мотиву перевоспитания историей. Если закрыть один глаз на художественные условности, а второй — на отсутствие шуток хотя бы сносного качества, то «Казачок» вполне способен стать хорошим выбором для свободного времяпрепровождения. А что ещё нужно для вечернего просмотра телевизора?