Не триумфальное, но достойное возвращение Джозефа Гордона-Левитта
Джош Корман (создатель сериала и его главная звезда, Джозеф Гордон-Левитт) — на первый взгляд обычный учитель младших классов калифорнийской школы, но он, конечно, мечтает о большем: ну, найти вторую половинку, добиться успехов в музыкальной индустрии, в конце концов стать чуть увереннее в себе. Пока выходит так себе — после ухода из музыкальной группы и расставания с вокалисткой Джош совсем поник. Иногда бренчит на синтезаторе, ритмично бьет себя в грудь до покраснения, а еще худо-бедно справляется с депрессивными эпизодами и приступами тревоги. Словом, живет, как и все мы, но еще не оставляет надежд хоть где-то преуспеть.
Одной из главных загадок мирового кинематографа прошлого десятилетия было исчезновение Джозефа Гордона-Левитта — в первой половине 2010-х актер был везде: активно снимался у Кристофера Нолана («Начало», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»), играл молодого Брюса Уиллиса («Петля времени») и даже попробовал себя в режиссуре с редким для фильмографии амплуа жиголо («Страсти Дон Жуана»). В конце десятилетия его можно было разве что услышать в детективе «Достать ножи» либо увидеть в камерном европейском триллере про захват самолета («7500»). Суть в том, что узнаваемый и любимый многими голливудский актер буквально испарился, а теперь пытается совершить камбэк лучшим из возможных способов: не просто авторским сериалом, а проектом о довольно личной теме нереализованных амбиций и с главным своим амплуа — робкого и мечтательного интеллигента.
Если вы следите за оценками зарубежных критиков на различных сайтах-агрегаторах, то вряд ли занесете «Мистера Кормана» в вотчлист — те довольно прохладно оценили возвращение Гордона-Левитта. Впрочем, копни чуть глубже — поймешь, что проблема не то чтобы в самом сериале, скорее в социополитическом климате, в котором он выходит. Часть рецензентов даже не скрывают, что попросту не хотят следить за очередной историей о скучном белом парне с экзистенциальным кризисом (эти же люди критиковали «Невероятную жизнь Уолтера Митти»), другие начинают выдумывать абсолютно нелепые причины не любить сериал — кто-то, например, на полном серьезе утверждает, что «Мистер Корман» снят слишком броско для истории о скромном герое и его будничной рутине. Хотя это откровенно принижает заслуги Гордона-Левитта, который в очередной раз показал себя умелым режиссером, способным не только организовать длинный дубль со сложной мизансценой. Надо ли говорить, что такая критика бессмысленна и не стоит внимания?
Даже в отрыве от попыток понять, где проходит граница между выдуманным и реальным для Джозефа Гордона-Левитта, или наделить проект неким терапевтическим эффектом для актера «Мистер Корман» — это ни в коем случае не провал. Напротив, это не только один из самых креативных сериалов этого года (что уж говорить про скудный каталог платформы Apple TV+), но и на удивление универсальная, жизненная и честная история о разочарованном в жизни интроверте. Поверьте, необязательно быть «скучным белым парнем» или Джозефом Гордоном-Левиттом, чтобы понять боль героя, который давно смирился со статусом неудачника, но никак не может похоронить мечту. Достаточно лишь настроиться с сериалом на одну волну и поймать его вайб, чтобы найти одну из бесчисленных точек соприкосновения с героем — даже если это будут тяжелые отношения с семьей или друзьями.
После просмотра первых эпизодов появляется желание сказать очень глупую вещь: создатели вроде как сами не понимают, каким сериалом должен быть «Мистер Корман». Штуки здесь и правда не летят пулеметной очередью, а драма какая-то неэкспрессивная и очень приземленная, но в этом реализме и заключена главная сила «Мистера Кормана». У сериала даже нет магистрального сюжета о том, как герой берет себя в руки, переворачивает жизнь и добивается успеха во всем. Нет, каждый эпизод здесь обособлен и самостоятелен, а по интонации напоминает виньетки «Реальность» из фильма «500 дней лета» — такие лирические отрывки из жизни, которые приукрасили то музыкальным номером, то комикс-дракой в стиле «Скотта Пилигрима против всех». Ни о каком голливудском хеппи-энде не может быть и речи, максимум — нарезка под сочиненную песню о том, что жизнь героя нет уж и плоха.